Azarh

(р. 1935)   Леонид Азарх - имя прекрасно известное радиослушателям. Десять лет его слушают на "Радио России", а до этого больше двадцати лет слушали на радиостанции "Юность". Он известен как создатель и ведущий множества радиопередач. Кроме того, Леонид Азарх - человек, которому удалось добиться исполнения своих заветных желаний и реализовать собственные таланты.  

Автор: Вита Владимирцева
Источник информации: "Алфавит" No.48, 2000.

  - Леонид Давидович, сколько программ для радио вы сейчас делаете?

  - Знаете, есть такое понятие - многостаночник. Я делаю очень много. Например, программу с хулиганским названием "Попса". Вообще-то она об истории и литературе, а название расшифровывается как "Популярный Светский Альманах". Кроме того, делаю передачи "Алфавит", "Опера для публики" и веду спортивные репортажи. Время от времени выступаю с политическими комментариями.
  Одна из любимых программ - "Опера для публики". В ней я рассказываю об операх русских композиторов, кстати, не имея на то ни малейшего права, потому что нотной грамоты не разумею.

  - Но оперу любите?

  - С детских лет. Мама привела меня в Большой театр в возрасте девяти лет. Оперу люблю и отлично знаю. К сожалению, когда я рос, не считалось обязательным учить детей играть на музыкальных инструментах. Эстетическое воспитание заключалось в том, что я с юных лет ходил в оперный театр и в консерваторию. Поэтому я и позволяю себе, будучи дилетантом и сознаваясь в этом, вести передачу о музыке. Ищу аналогии между судьбами композиторов и событиями, происходящими в самой опере.

  - О чем вы мечтали в детстве, и было ли это как-то связано с радио?

  - В детстве я был необыкновенно увлечен футболом. Жили мы бедно, и денег на билет часто не хватало. Я страшно завидовал комментатору Синявскому. Он и футбол смотрит, и деньги за это получает! Позже я познакомился с Вадимом Святославовичем. И с Николаем Николаевичем Озеровым был в очень теплых и дружеских отношениях. В известной степени считаю себя его учеником.

  - Футбол много для вас значит?

  - Конечно, ведь мое детство, проходившее в первые послевоенные годы, это было время, когда все играли в футбол. Стадионы набивались битком. Жизнь была душная, казенная, высказать свое мнение, прокричать его вслух было невозможно. А вот на стадионе - пожалуйста.
  С передач о спорте я начинал на радио. Но моя мечта - вести спортивные репортажи - сбылась только на склоне лет. Я побывал на чемпионате Европы по футболу в Англии и на Олимпийских играх в Нагано уже как спортивный комментатор. Съездил на шахматный чемпионат на Канарские острова.

  - А кем вы хотели стать в юности?

  - Школу закончил с золотой медалью, но выбрать профессию никак не мог. В результате пошел учиться на инженера. По образованию - инженер-электрик, наверное, поэтому и делаю передачи об искусстве и читаю по радио стихи. Это, кстати, моя вторая мечта. В школе и в институте я часто выступал со стихами.

  - Не думали стать актером?

  - Я был слишком скромным для того, чтобы на это замахнуться. Хотя меня благословил на публичное чтение стихов великий чтец Дмитрий Николаевич Журавлев. С тех пор я читал и читаю стихи в самых разных передачах. Какое-то время я вел программы об истории и завершал их стихами собственного сочинения.

  - Вы не жалеете, что получили техническое образование?

  - Учеба в энергетическом институте мне много дала. Я вообще не верю, что можно "научить на журналиста". Как правило, самые лучшие журналисты имеют совсем другое образование. Мое образование дало мне философский взгляд на мир. Было очень интересно учиться первые три курса, но у меня руки-крюки. И когда я стал наконец инженером, выяснилось, что это меня совсем не увлекает. Тем не менее мне удалось получить премию ВДНХ за небольшое изобретение. Тут, как вы понимаете, руки ни при чем. К тому времени я уже надумал расставаться со своей профессией.

  - Как это получилось?

  - Еще во время учебы я участвовал в студенческом театре эстрадных миниатюр. Писал и иногда играл. После института работал инженером в одном большом тресте. Там я и создал свой театр. Довольно скоро мы получили звание народного театра, что было тогда очень модно. Как раз в то время организовывали радиостанцию "Юность". Меня туда пригласили. Некоторое время я работал внештатником, а потом стал полноценным сотрудником.

  - Сегодня, когда вы меняете тему, переключаетесь на что-то новое, это не встречает никаких препятствий?

  - Со стороны коллег? Все уже привыкли. А что делать, если я к примеру, начинаю вести репортажи, а в "Известиях" появляются восторженные рецензии на них? На "Радио России" я одно время вел еще и экономическую программу "Третья половина". Это была игровая передача о ценных бумагах, о банках. Мы придумали некую семью, где хозяйка - мотовка, а муж - скопидом. Слушатели разрешали сложные экономические проблемы этого семейства.

  - А как вы оказались на "Радио России"?

  - После того как я более двадцати лет проработал на радиостанции "Юность", в один прекрасный день Анатолий Григорьевич Лысенко тайно вызвал меня с поручением от Олега Попцова. Он даже боялся, что нас будут прослушивать, поэтому мы встретились у лифтов в здании телецентра. Лысенко предложил мне делать новое радио. Я передал это предложение коллегам. В результате 28 энтузиастов с радиостанции "Юность" пошли создавать новое радио, несмотря на то, что тогда все мы были в фаворе и нам было что терять.
  Как новичков нас тут же стали притеснять и ненавидеть, травить в прессе. Но это вначале. Кстати, тогда "многостаночность" очень помогала. Среди сильных журналистов вообще мало людей, увлеченных одной темой. В то время всем нам пришлось превратиться в политических журналистов, тогда это было актуально. Скоро мне предложили должность зам. директора "Радио России", я согласился и потерял эфир. Но долго не выдержал и вскоре вновь стал политическим обозревателем. После очередных изменений на "Радио России" я вернулся в ту область, которая мне более интересна, - к искусству, к истории. Правда, до сих пор меня иногда приглашают комментировать и политические события.

  - Да, нагрузка у вас будь здоров...

  - Сделано многое, но я не ощущаю своего возраста. И ходить не стал медленнее, и в футбол могу сыграть...



    Олег Попцов:
  - Есть такое телевизионное понятие "лицо канала". Это человек, которого узнает нация. На радио нет лиц, но есть голоса. Леонид Азарх - это фирменный голос "Радио России". Несмотря на то что он еще далеко не стар, его можно назвать патриархом радио. Слушатели ждут его голоса.
  - Азарх - человек удивительной порядочности и фантастической работоспособности. Он - типичный интеллигент. К сожалению, таких людей становится все меньше и меньше, в том числе и на радио.
  Амплитуда увлечений Азарха удивительно широка.
  - Он с удовольствием ведет спортивные репортажи и с не меньшим удовольствием рассказываем нам о Чайковском, о Моцарте. Он потрясающе умеет говорить об искусстве. Леонид Азарх обладает способностью заражать слушателей своей влюбленностью. Слушая его, вы часто реагируете, возможно, не только на мысль, но и на чувство, в которую эта мысль облачена. Леонид думает сердцем.
  Как все добрые люди, он в чем-то беззащитен, не умеет хитрить и плести интриги. Но одновременно он защищен - своим профессионализмом и любовью радиослушателей.
  Я счастлив, что Леонид Азарх был в нашей команде, когда создавалось "Радио России". Он пришел одним из первых, за ним потянулись другие.
  Я желаю Лене счастья, творческих удач и любви слушателей.