Alonso

(Род. 21 декабря 1921 года ) Уже в 9 лет после своего первого урока в частной балетной школе русского балетмейстера И. Яворского Алисия поняла, что балет - это вся ее жизнь. От желания выражать свои чувства танцевальными движениями она переходит к стремлению стать настоящей балериной и создать Национальный балет Кубы. Осуществив эту цель, она в фантастически за короткий срок поднимает юный кубинский балет до уровня мирового балета с вековыми традициями. И снова переход в надсистему: создание балета Латинской Америки  

Автор: Валентина Геннадьевна Березина, 1987

Статья: Алисия Алонсо

Сайт: www.trizminsk.org



"...Кубе повезло обладать тобой, принадлежащей миру и уже бессмертной в истории нашего великого искусства".

Арнольд Хаскел, англ. критик, 1966 год


Конец сороковых годов нашего века. Маленькая латиноамериканская страна в Карибском бассейне, находящаяся под властью диктатуры Батисты. Все в стране подчинено интересам США. Национальная культура, как и все национальное, правительством не поощрялась и не поддерживалась.

В эти годы яростной подпольной борьбы за независимость страны создание национального балета не было первоочередной задачей. Тем более, что Куба никогда не имела собственных балетных традиций. Не было известных кубинских балерин. Не было подходящей сцены. Широкие народные массы не были знакомы с этим видом искусства. В таких условиях Алисия Алонсо начала осуществлять цель своей жизни - создание Национального балета Кубы.

Несомненно, что достижение этой дерзкой цели превышало возможности молодой, никому неизвестной балерины. Осуществление ее требовало продуманного плана действий, невероятной трудоспособности, овладения достижениями мирового балета и оригинального их использования, а также воспитания в себе сил для отражения ударов судьбы и соблазнов красивой жизни.

Цель

"Я думаю, что впервые поняла, чего мне хочется, когда я провела свой первый урок". А.А.


Жизнь Алисии Алонсо интересна для нас прежде всего своей системой целей, Решив очередную задачу, она переходила на новый уровень творчества в течение всей прожитой жизни.

Трудно сказать, что толкнуло дочь ветеринара на балетную сцену. Сама Алисия об этом говорит: "Я всегда была балериной... В детстве, чтобы заставить меня угомониться, был только один способ - запереть меня в комнате, где играет музыка. И все знали, что я ничего не натворю там, потому что я танцую. В то время я еще не знала, что такое балет. Делая разные движения, я воспроизводила в танце то, что чувствовала".

Уже в 9 лет после своего первого урока в частной балетной школе русского балетмейстера И.Яворского Алисия поняла, что балет - это вся ее жизнь. От желания выражать свои чувства танцевальными движениями она переходит к стремлению стать настоящей балериной и создать Национальный балет Кубы. Осуществив эту цель, она в фантастически короткий срок поднимает юный кубинский балет до уровня мирового балета с вековыми традициями. И снова переход в надсистему: создание балета Латинской Америки.

"Проблема единства очень важна. Достигнув его, мы сможем дать миру больше, чем даем сейчас. Каждая латиноамериканская страна должна внести свой вклад в развитие балета. Фольклор обогащает и питает балет. Однако Латинская Америка еще не привнесла в мировой балет и одной трети своего фольклора".

Эта линия жизненных целей А.Алонсо направлена на развитие национальной и обогащение мировой культуры. Но это не все!

Алисия оказалась не только талантливой балериной и создателем неповторимой балетной школы, она решила превратить балет Кубы в истинно народный. "Балет перестает быть искусством для избранных, он рождается в народе и идет к нему, выполняя свое основное назначение: преобразовывать действительность.

...Если зритель не может пойти на балет, балет сам идет к зрителю - туда, где нет театров, где спектакль идет под открытым небом". Но это не все!

Заметив, что танец помогает контролировать работу мышц, она решает использовать балет в качестве терапевтического средства для лечения эпилептиков, астматиков, людей с физическими недостатками, влияющими на психику. Появляется новая цель - создание психобалета. Но это не все!

Вся жизнь Алисии - это утверждение победы силы человеческого духа над неизбежной бренностью человеческого тела. Почти слепая, она на Х Гаванском международном фестивале балета в 1986 году вновь, как и всегда, поразила всех "своей вечной неожиданностью, одной ей свойственной манерой танца". Она исполнила в течение 13 дней фестиваля несколько ролей как классических, так и новых свободных постановок, где удивительно тонко охарактеризовала персонажи: трагические (Медея, Жанна д`Арк, Джульетта, Иокаста и др.) и комические (Веселая вдова), и блеснула "еще одним интересным элементом серией фуэтэ по диагонали, четких и стремительных, при виде которых зал взорвался овацией". (Дино Каррера, ж."Куба", 1937, © 4, с.19).

Это древнее искусство - балет, прошедший по ступеням жизненных целей Алисии Алонсо, - превратилось в тончайший инструмент познания и преобразования мира Человека: от морального и физического совершенства отдельного человека до духовного обогащения человечества.

Программа

"О планах? Хорошо, слушайте: дожить до ста лет и продолжать танцевать, видеть жизнь и не потеряться в ней". А.А.


Всю свою удивительно результативную жизнь А.А. основывала на хорошо продуманных планах. Для создания балета Кубы она добивалась осуществления программы:

1. Стать профессиональной балериной.

2. Найти средства для создания балета на Кубе.

3. Создать национальную балетную школу.

Когда в 1956 году существование балетной труппы на Кубе стало невозможным из-за преследований правительства, А.А. изменяет свою программу, включая в нее поддержание в форме до лучших времен наиболее одаренных танцоров.

После победы революции на Кубе в 1959 году она создает новый план действий:

1. Отобрать среди населения страны одаренных учеников.

2. Поднять кубинский балет до высот мирового уровня.

3. Приступить к созданию балета Латинской Америки.

Однако А.А. не ограничивается "стремлением вверх". Параллельно она планирует и внедряет в жизнь более широкое и глубокое воздействие балета на человека:

1. Создание всех необходимых атрибутов, позволяющих выступать в любых условиях, чтобы донести балет до каждого кубинца.

2. Выявление новых возможностей воздействия балета на здоровье человека.

3. Продление срока творческой жизни танцора.

Кроме планов на большие периоды жизни А.А, имеет планы текущие. Ее повседневная работа всегда расписана по секундам.

Работоспособность

"Я - чернорабочий балета". А.А.


Только один, но не единственный факт из жизни А.А., что она продолжает танцевать на сцене, не давая себе скидок на возраст и плохое зрение, является свидетельством ее фанатической работоспособности. Сама Алисия считает, что секрет ее успехов - это "труд, тренаж без жалости к себе. Я убеждена, что продолжительность творческой жизни танцора зависит от его дисциплинированности и воли". "Ни тогда, ни позже, ни сейчас я собой не бываю довольна!" И Алисия продолжает трудиться, отдавая работе максимум имеющихся возможностей.

Техника решения задач

"Думаю, в любой профессии необходимо стремиться к совершенству. Чувствовать за это ответственность не только перед собой, но и перед народом своим". А.А.

Я думаю, что А.А. интуитивно нащупала и использовала научный способ решения задач, включающий сбор информации, ее обобщение и поиск закономерностей.

Приведу несколько высказываний А.А., касающихся этого качества. "Училась я много и продолжаю учиться. И не только у крупных деятелей искусства..., но и у менее крупных величин. На мой взгляд, если внимательно относиться к делу, то и у посредственного исполнителя можно чему-то поучиться".

"В молодости я многому научилась у своих более опытных партнеров. Потом пришел второй этап - мы учились взаимно друг у друга. Теперь мои партнеры значительно моложе меня и, думаю, что я им помогаю расти, созревать. Конечно, не будь их - не было бы и меня".

Гастролируя по всему миру, скрупулезно изучая опыт разных школ и исполнителей, А.А. накапливает "информационный фонд" для создания своего способа воспитания танцора.

"У нас есть свой, кубинский метод подготовки, учитывающий климат, особенности физического и мышечного строения организма. Этот метод позволяет сократить подготовку артиста балета до 7 лет".

По словам Фернандо Алонсо (мужа А.А.), "на Кубе нет своей школы балетмейстеров - у нас хореографом становится тот, кто хочет сочинять танец и может сочинять его.

...Танцовщики сами ставят одноактные балеты, подсказанные им самой жизнью". Свобода творчества, воплощенная в жизнь - основа для решения задач на высоком уровне. Каждый танцор может внести свой вклад в своеобразный "информационный фонд" труппы.

Работа А.А. над созданием образа того или иного персонажа в балете типична для актера высокого уровня. Это - изучение эпохи и глубокое проникновение "внутрь" образа. Работая над сценой сумасшествия в "Жизели", Алисия посещала психиатрический госпиталь, беседовала с врачами, наблюдала больных. Здесь вновь повторяется сбор информации, анализ и обобщение.

Возможно, что благодаря этой глубине и тонкости взаимодействия с образом А.А. открыла новое свойство балета - способность излечивать некоторые заболевания.

Понимая, что балет обогащается благодаря народному творчеству, А.А. стремится высшие достижения этого вида искусства вернуть его истинным создателям. Далеко не каждый кубинец может и хочет попасть на балетный спектакль. Но Алисия не ждет, когда зритель возвысится до понимания балета. Она находит идеальное решение: балет САМ идет к зрителю. "Мы много лет добивались этого.

...Теперь мы можем ездить на фабрики, поля. У нас есть все для этого". Созданы передвижная сцена, оборудование, осветительная аппаратура.

Техника решения задач Алисией интересна не решением отдельных задач, а решением комплекса взаимосвязанных задач, что приближает ее творчество к схеме идеальной творческой стратегии. От задач первого яруса (31) - освоить искусство балета - она переходит к надсистемной задаче (32) - создать балет нации - спускается вновь на первый ярус (31) и решает ряд задач по внедрению балета в народ, замечает воздействие балета на психику человека и переходит к разработке и внедрению нового направления в балете - психобалета (32). Затем она возвращается в классическое балетное русло для решения новой задачи (наверное, над-надсистемной 33) - создание балета Латинской Америки.