Yakovleva Elena

( 05.03.1961 года )
Россия
...как-то раз четыре актрисы, играющие роли интердевочек, - а именно Яковлева, Дапкунайте, Розанова и Немоляева пошли в ресторан известной гостиницы в соответствующих нарядах. Они сидели там, попивая коктейли и развязно болтая, пока к ним не подошли местные проститутки и очень строго не приказали выметаться. "Это наша территория", гордо сказали путаны. Тогда артистки поняли, что уже окончательно и хорошо вжились в образ. 

Автор: Ольга Сторожилова

Сайт: Комок

Статья: Отличница шоу-бизнеса



Сказать, что Елена Яковлева воплощает собой тип русской женщины, -- покривить душой. Скорее, это тип новой русской женщины, у которой, упаси бог, нет ничего общего с женой нового русского или с хищной бизнесвумен. Она -- женщина не совковая. Не замотанная, не истеричная, все успевающая и имеющая хобби. Иногда она даже чересчур стерильна для актрисы. Этакая отличница шоу-бизнеса.

На самом деле много общего. За обе роли Яковлева бралась основательно. Нет, она, конечно, не ходила на панель по методу Станиславского, но как-то раз четыре актрисы, играющие роли интердевочек, -- а именно Яковлева, Дапкунайте, Розанова и Немоляева -- пошли в ресторан известной гостиницы в соответствующих нарядах. Они сидели там, попивая коктейли и развязно болтая, пока к ним не подошли местные проститутки и очень строго не приказали выметаться. "Это наша территория", -- гордо сказали путаны. Тогда артистки поняли, что уже окончательно и хорошо вжились в образ. А на пробы к режиссеру Петру Тодоровскому Яковлева пошла в коротюсенькой юбочке, на каблуках и сильно накрашенная, опять-таки по Станиславскому. Пока она дошла до метро, ее пару раз ущипнули за попу и тройку раз похлопали по спинке. Так что в метро артистка не поехала, а опрометью кинулась домой переодеваться. А когда ее пригласили сниматься в роли Насти Каменской, она прочитала все книги Александры Марининой (и до сих пор читает) и даже сделала пластическую операцию -- подтянула мешки под глазами. Говорила, что давно собиралась это сделать, только боялась.

Муж, Валерий Шальных, которому надоело каждодневное нытье перед зеркалом, сказал ей: "Иди уж!" И она пошла. И сделала. И Настя-майор, и Танюша-проститутка у нее интеллигентные, ироничные дамы, не склонные к жлобству и домашнему хозяйству. За что часто терпят. А еще обе роли у нее знаковые. Как со вздохом говорит сама Яковлева, после "Интердевочки" ее десять лет ни в каком другом образе не воспринимали. Путана затмила все. Теперь вот она будет ассоциироваться с Каменской, пока не "перебьет" ее более сильной ролью. Тем более какая-то интересная намечается, но Яковлева ничего не хочет о ней говорить, боится, чтоб не сглазить.

Перпетуум-мобиле

Наверное, надо родиться такой. В тот год, когда снималась "Каменская-2", Яковлева моталась из Минска, где собственно шли киносъемки, в Москву, на спектакли театра "Современник", где тоже была занята. И вот утром она занималась уголовным делом, как Каменская, а вечером ей, как Марии Стюарт, рубили голову на сцене "Современника". "Не боитесь таких сцен?" -- спрашивают ее журналисты, а Яковлева говорит, что никогда не согласилась бы лечь на сцене в гроб или чтобы ее фотография стояла на гробе, а что касается сцены казни в "Играем... Шиллера", то там она чувствует себя собой только до определенного предела, а когда начинаются все эти дела с отрубанием, то это уже не она, а историческая Мария, и ведь голову ей действительно отрубили! Кроме того, что она предельно занята на съемках, она очень хорошо занята в "Современнике". И еще ведет передачу "Что хочет женщина". По утверждению режиссера передачи, где нужно подпустить герою шпильку, как-то его отрезвить, вернуть к реальности, выпускают в качестве ведущей Клару Новикову. А вот, наоборот, там, где нужно пожалеть, -- здесь солирует Яковлева. "Зачем вам телевидение?" -- спрашивают ее в многочисленных интервью. Яковлева привычно отвечает, что ей, как актрисе, это даже полезно -- понаблюдать за персонажами, которые приходят на передачу. Здесь столько эмоций, характеров и судеб, причем сконцентрированных на маленьком пятачке в единицу времени, что другого такого случая ей не представится. Она такая с детства, отдыхать ей скучно. Этим летом снималась в передаче "Форт Боярд" -- бегала, лазила, прыгала, поняла, что способна еще на ой как много! А когда ее спрашивают, не надоело ли ей сниматься в "Каменской", ведь предстоит последний заключительный этап -- "Каменская-3", она говорит, что раз ввязалась, надо работать до конца, а не подставлять команду.

Коллеги и поклонники

С 1984 года Елена Яковлева играет в "Современнике". Уходила как-то на три года в Театр имени Ермоловой, чтобы сыграть главные роли в "Идиоте" и "Горе от ума". Но потом поняла, что родной ей коллектив -- это "Современник". Говорит, что не понимает тех актеров, которые мечутся из театра в театр. Зависть коллег ей незнакома. И вообще, Галина Волчек утверждает, что Яковлева -- это "ее" актриса, вслед за Лавровой и Нееловой. Что и подтверждается занятостью. Как-то на спектакле "Двое на качелях" к сцене выбежала странная зрительница и с криком швырнула в лицо Яковлевой кипу листов. Она оказалась сумасшедшей поклонницей партнера Елены, артиста Александра Кахуна. Что называется, приревновала. В следующем акте Яковлева боялась выходить на сцену, ее всю трясло, появился страх сцены. Но -- упорная дамочка -- все же сумела его преодолеть. Конечно, далеко не все зрители такие. Очень часто на вахте театра для Яковлевой поклонники оставляют "набор Каменской": кофе, сигареты и грейпфрутовый сок. А публично ругалась с коллегой Яковлева всего один раз. Да и то, как она признается, это было нарочно. Они с Дмитрием Нагиевым решили по примеру западных продюсеров раскрутить новую "Каменскую" скандалом. Дескать, они намертво разругались. Правда, когда Нагиев вошел в раж и обозвал Яковлеву пожилой актрисой, Елене это не сильно понравилось. Она посчитала, что свою часть "раскрутки" выполнила более мягко, всего-то обозвала Нагиева клоуном.

Дом и семья

Они у нее образцовые. В обязанности мужа входит подавать сонной Елене по утрам чашечку кофе в постель и следить за ребенком, когда она на гастролях. Это святое. Ребенка, сына Дениса, Елена воспитывала по-японски. Буквально. До пяти лет разрешала ему все. Причем уверяла, что любая неограниченная шалость долго не длится, ребенок, заскучав, вместо того, например, чтобы молотить палкой по батарее, переключается на киданье подушками. И так познает мир. Родителям остается только терпеть. Они и терпели. Потому что очень любят Дениса. Когда он появился, артистке Яковлевой было за тридцать, а папе Валерию Шальных почти сорок лет. У Валерия есть от предыдущего брака дочка Катя семнадцати лет, и с девятилетним братиком она очень дружит. Денис не по годам серьезен (сказалось, видимо, японское воспитание), увлекается палеонтологией и айкидо. Кроме того, они с мамой очень любят ездить на лошадях и кататься на роликах. Друзья знают Елену, как примерного цветовода. Это у нее с детства. Еще в детстве она обставляла горшками с цветами все подоконники. А теперь, когда они купили новый загородный дом поближе к Москве, ей есть где развернуться. На предыдущем дачном участке она выращивала сто видов цветов, в любимцах ходили флоксы. На новой земле она намеревается перекрыть рекорд и довести число видов до 150. Кроме сына и мужа в квартире с Яковлевой проживают две собаки. Старенький кокер и молодой хаски. Их выгуливает опять же Валерий. А родители Лены живут в Харькове, откуда она когда-то приехала покорять Москву. Папа -- бывший военный, мама -- секретарь-референт.

Увлечения и антиувлечения

Помимо цветов и лошадей, Яковлева довольно бодро водит машину. Это, конечно, вынужденное увлечение, но для Москвы очень необходимое. Первой машиной у Елены была "Ока", которую как-то подарили ей за выступление на КамАЗе. Водить Лену учил муж. Она нервничала, психовала и, в конце концов, во что-то врезалась. Но Яковлева была бы не Яковлева, если бы не осилила науку автовождения. Хотя, как она признается, ее мечта -- это машина с кнопочкой результата следования. Сел, нажал, а дальше она уже сама тебя без проблем довезет. После "Оки" у нее, конечно, были другие машины. Причем два раза их угоняли. Так вот, в первый раз вор вернул машину, не прошло и недели. То ли узнал, чья, и побоялся связываться, то ли из уважения. Вторую оперативно вернула милиция, и тоже за шесть дней. Теперь у нее "Рено-Меган", на котором она аккуратно ездит. До того аккуратно, что первые три года водительского стажа ее ни разу не останавливала милиция. И вообще, Яковлева считает, что женщины -- лучшие водители, потому что в массе своей не пьют, не лихачат и соблюдают правила. Когда у Лены выдается свободное время, она очень любит почитать. Как давно любимых Бунина и Набокова, так и какой-нибудь современный детективчик. А вот оперу и балет (так она как-то непредусмотрительно заявила) не любит. И готовить не любит. А уж если берется, то готовит много и надолго. Например, полную кастрюлю сациви. Не любит давать интервью, потому что спрашивают одно и то же. Не любит, когда на улице узнают и грубо вторгаются в личное пространство. Не любит ходить по нашим магазинам, потому что продавцы пытаются продать совершенно неподходящую вещь. Ну и много чего "не".

Характер

Характер у нее нордический, сдержанный, но вполне может в случае чего и в морду дать. Если покусятся на что-то святое. Режиссеры характеризуют ее как даму вменяемую и корректную, но сама Яковлева говорит, что если ей что-то не нравится, она всеми силами будет отстаивать свое. Так, например, в "Интердевочке", в знаменитой сцене секса с японцем, Яковлева наотрез отказалась изображать страсть (ну в самом деле, какая страсть, когда с японцем и еще за деньги?!) и лежала натуральным бревном. Тогда нетерпеливый Тодоровский (а никакого японца поблизости, разумеется, не было) схватил ее за ноги и стал, невидимый камере, дергать. Яковлева оставалась невозмутима. Потом Тодоровский попросил гримера нанести актрисе на лицо немножко глицерина -- как будто бы пот. Потока глицерина артистка уже не выдержала и скривилась. "Вот это уже ближе к жизни", -- довольно сказал режиссер. Яковлева -- патриотка. Когда она была с гастролями в Канаде, ей очень не понравилось, что бывшие соотечественники дотошно спрашивали, что у нас в России плохого происходит. И даже то, что действительно было плохо, в ее рассказе, неожиданно для нее самой, приобрело благородные черты. Такого патриотизма она от себя не ожидала. Она говорит, что ей поступали предложения из-за рубежа, но она считает, что играть она может только по-русски.

Английский же, по ее выражению, у нее "магазинный". Она против насилия и порнографии на экране, она верная жена и любящая мать. Она не предает коллег и не подставляет друзей. Она не буянит в ресторанах и не заводит по трое любовников зараз, не носит шикарных туалетов и не вставляет своей собачке платиновые зубки. В общем, она по жизни отличница. И скандальной журналистике зацепиться здесь не за что.