Пендерецкий

Кшиштоф Пендерецкий выступает в Петербурге в двух амплуа: в пятницу в Большом зале филармонии он дирижировал Четвертой симфонией Бетховена и собственной "Корейской". В субботу он встанет за пульт, чтобы продирижировать своими же знаменитыми "Метаморфозами".  

Автор: Юлия Кантор

Статья: КШИШТОФ ПЕНДЕРЕЦКИЙ: "Я ХОТЕЛ БЫ СТАТЬ САДОВНИКОМ"

Сайт: ИЗВЕСТИЯ.РУ


- Ваши приезды в Петербург становятся хорошей традицией - вы выступали у нас в 2000 году, затем в 2001-м. Нет ли проектов принять участие в 300-летии города?

- Пока мне никто ничего не предлагал и не заказывал. Пусть закажут.

- Работая в разных музыкальных жанрах, активно принимая заказы на создание произведений, вы никогда не работали в кино. Почему?

- Я действительно очень много работаю по заказам, хотя, если бы я выполнял их все, то мне надо было бы жить лет пятьсот. На мой взгляд, ничего плохого в работе по заказам нет. А от сотрудничества с кино отказываюсь потому, что это очень опасный путь для композитора. Многие мои коллеги закончились как композиторы, начав писать музыку для фильмов, в том числе и потому, что за это ремесло хорошо платят.

- Ваш земляк Анджей Вайда убежден: "В жизни художника наступает момент, когда он должен влиять на настоящее и будущее своей страны не только творчеством". Вы другого мнения?

- Я думаю, что это как киномузыка - можно перестать быть творцом. Я рад, что Вайда, которого я глубоко уважаю, снова снимает фильмы. Что до моего участия в политике, то моя музыка в коммунистические времена Польши как раз и участвовала в политике. Да и вообще, разве мои произведения, посвященные, например, трагедии в Хиросиме или жертвам Освенцима, аполитичны?

- Какая публика - по возрасту и социальному статусу - ваша?

- Это интеллигенция среднего возраста. К сожалению, во всем мире теперь классика оттеснена на периферию. Я создал фонд, который будет субсидировать лагерь для молодых музыкантов. Он разместится рядом с моим имением. Государство слишком мало выделяет денег на образование, так что нужно помогать. Сам преподавать там я не буду - времени нет. Но постараюсь приглашать лучших педагогов.

- В свободное от музыки время вы занимаетесь своим великолепным 30-гектарным парком. Если бы вы начинали свою жизнь сейчас, стали бы композитором или садовником?

- Думаю, что садовником. Нот ведь всего двенадцать, почти все сочетания известны, я сам их перебирал. (Смеется). А деревья живут своей сложной, неведомой нам жизнью. Количество сортов неисчерпаемо, красота сочетаний восхитительна. Наблюдать за ними - ни с чем не сравнимое удовольствие. О деревьях, о своем парке я люблю говорить больше, чем о музыке.

- Не наблюдали, как деревья реагируют на вашу музыку?

- Вы знаете, на всякий случай я в своем парке не играю