Шервашидзе

(1867 - 1968)   Александр Шервашидзе прожил 101 год: полвека в России, полвека в Европе   За границей он оказался после 1920 г., получив приглашение от руководителя "Русской балетной группы Дягилева". Новой России он был не нужен. В Европе он стал знаменитым театральным художником Чачба.  

  ЕГО СУДЬБА БЫЛА ПРЕДОПРЕДЕЛЕНА: кадетский корпус. Как может быть иначе? Отец - грузинский князь, выпускник Пажеского корпуса. Дед - сам Сафир-Бей, эристав (губернатор) Абхазии, воинственный и коварный властитель.

  Но почему же тогда всемирно известный балетмейстер Серж Лифарь на каталоге парижской выставки, посвященной Дягилеву, писал "о художнике Шервашидзе, непревзойденном исполнителе театральных полотен и художественных замыслов русских балетов Дягилева, соучастнике художественно-театральной революции на Западе"?

  Все так. От одной революции князь бежал, в другой - был среди главных действующих лиц.

  ФАМИЛИЯ ШЕРВАШИДЗЕ записана в V части родословной книги Тифлисской губернии, почитаемый грузинский княжеский род. Еще в царствование царицы Тамары (в конце XII века) Дагато Шервашидзе назначен был потомственным эриставом Абхазии. Проходят годы и века, в XVIII столетии князь Леван Шервашидзе вступает в подданство Турции и со всем семейством принимает ислам. За то и награда - крепость Сухум-Кале (Сухуми). В следующем веке сын Левана Келеш-Бей переходит в подданство России.

  Через 4 года (1808) внук Левана - Аслан-Бей убивает отца. Его самого постигает та же участь: он падет от руки старшего брата - Сафир-Бея. Георгий Сафир-Бей оградил страну от янычар и вернулся в подданство России. Прожил он по тем временам долго. Ему наследовал старший сын. Князь Михаил Георгиевич Шервашидзе высоко поднимается по российской армейской лестнице - становится генерал-адъютантом. Упругим грузинским шагом следует по военной стезе и его брат Константин. Оканчивает Петербургский Пажеский корпус и возвращается в Абхазию.

  Через год он принимает участие в "тифлисском заговоре" (цель - автономия Грузии). Заговор разгромлен. Специальное повеление российского монарха: князю Константину Георгиевичу Шервашидзе (Чачбе) жить разрешается в любом месте Российской империи, кроме Кавказа.

  Чачба оказывается в Крыму. Здесь и появился на свет в 1867 году его старший сын Александр. Мальчика ждет военная стезя.

  НИЖЕГОРОДСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС имени графа Аракчеева. У корпуса и графский герб с девизом - "Без лести предан". В равнинном Заволжье далеко слышна была распеваемая безусыми юнцами старинная, времен Полтавы, солдатская строевая:
  Наш могучий Император,
  Память вечная ему!
  Сам, родимый, пред полками,
  Словно сокол, он летал.
  Сам, родимый, пред полками,
  Словно сокол, он летал,
  Сам ружьем солдатским правил,
  Сам и пушки заряжал...
  И особая лихость, с которой они пели, подчеркивая каждый шаг, бравируя фасонной отмашкой, говорила: история эта имела место быть.

  Царский шатер. Еще не рассеялись послебатальные дымы. Мундиры пропыленные, пропахшие гарью. Усталые лица над высоким воротом. Офицеры, в том числе и шведские, с интересом рассматривают императорскую простреленную шляпу. "Не дивитесь ему, - сказал Петр, - и я, и вы, и солдаты жизни своей не щадили. Пули сии не были жребием моей смерти. Десница Всевышнего сохранила меня, чтобы спасти Россию и наказать гордость брата моего Карла!"

  Кадеты помнили эту легенду. Кадеты не считали ее легендой. Кадеты держали шаг.

  И хотя после кадетского корпуса были Киевское реальное. Московское училище живописи, ваяния и зодчества, парижский "Русский артистический кружок" и "Мир искусства", через всю жизнь князь пронес любовь к Нижегородскому графа Аракчеева кадетскому корпусу. И дьявольскую свою работоспособность в течение всей предолгой жизни объяснял в первую очередь прекрасной армейской закалкой.

  Александр Шервашидзе стал художником петербургских императорских театров. "Фауст", "Гамлет", "Ромео и Джульетта", "Макбет", "Тристан и Изольда" - это немногие из тех спектаклей, в оформлении которых он принимал участие. Его декорации к спектаклям стали постоянными экспонатами выставок "Мира искусства".

  ДЕКОРАЦИИ, КОСТЮМЫ К СПЕКТАКЛЯМ увлекали в иное измерение. Но как только подступала корпусная или армейская дата, князь ревностно отмечал юбилеи. Так было в 1912-м, когда за активное участие в подготовке и проведении юбилея Отечественной войны 1812 года Александр Шервашидзе был награжден медалью.

  За границей он оказался после 1920 г., получив приглашение от руководителя "Русской балетной группы Дягилева". Новой России он был не нужен. В Европе он стал знаменитым театральным художником Чачба.

  Во Франции его звали Prince Alexandre Chervachidze. Он дружил с Пикассо, Браком, Дереном. По праву считался соавтором Дягилева в его многочисленных театральных замыслах; был известен в Париже, Брюсселе, Лондоне и Берлине.

  Александр Шервашидзе родился в империи Александра II; застал время 5-й республики президента де Голля.

  Он умер в Монте-Карло, прожив 101 год. Свой долгий век князь прожил, как и подобает человеку.



Автор: Сергей Охлябинин
Исходный текст: "Театр князя", еженедельник "Алфавит" No.4? 2000.