Шахназаров
(р. 8 июля 1952) В последнее время в нашем кино осталось совсем немного режиссеров, чьи фамилии известны практически всем. Еще меньше среди них тех, кого зрители узнают в лицо. Карен Шахназаров подходит под обе категории. Внешность, которой могут позавидовать многие актеры, в сочетании со спокойным мужским обаянием всегда производит впечатление на представительниц слабого пола. Однако порой за невозмутимостью скрывается особая ирония, которой так славятся его фильмы...
- Современный кинорежиссер должен совмещать в себе таланты художника,
предпринимателя и психолога. Если говорить о последнем - с кем легче
работать: с мужчинами или с женщинами? - Для меня нет никакой разницы - актер это или актриса. Понятно, что
каждому нужен свой подход, потому что актеры, как известно, люди с тонкой
эмоциональной организацией. Но если обобщать, то я сказал бы, что легче
работать с большими актерами и актрисами. - Многие актрисы говорят в своих интервью о том, что режиссер может
претендовать на актрису как на женщину и от этого часто зависит, получит
она роль или нет. - Это мифология. На своем веку не помню ничего такого, и с актрисами,
которые снимались у меня, мимолетных романтических связей я не заводил.
Что же касается серьезных отношений, то, думаю, брак между режиссером и
актрисой - событие не более экзотическое, чем брак между начальником цеха
и рабочей на заводе. - Брак между режиссером и актрисой - это и ваш случай. Ваша жена Даша
играла в фильме "Цареубийца" одну из царских дочерей, Ольгу. Что привлекло
вас в ней больше всего? - Не могу сказать. Для меня это был момент, скорее, интуитивный. Во всяком
случае, я не сидел и не размышлял, что именно мне нравится в Даше. Так
сложилось. Сказать, что в нашей встрече было что-то необыкновенное, я не
могу. - И не помните, с чего начался ваш роман? - Честно говоря, не помню. Я снимал "Цареубийцу" - это была очень тяжелая
картина, тяжело шла. Вот это запомнилось. - Как же в такой ситуации Даша смогла завладеть вашим вниманием? - Работа работой, а жизнь жизнью. (Улыбается.) Я, между прочим, женат уже
третий раз. - Почему вы не снимаете жену в своих новых фильмах? - Во-первых, в последние годы она занималась детьми: у нас их двое, Иван и
Василий. Иван пошел в первый класс, так что дел достаточно. Во-вторых,
пока не было подходящей роли. Когда актер снимается в неорганичной ему
роли, как правило, ничего хорошего из этого не получается. - Какая роль, на ваш взгляд, была бы ей органична? - Что-нибудь из Тургенева, но, может, и из Шолохова. Даша - с характером. - На премьерах ваших фильмов Дом кино всегда переполнен. В частности, так
было на премьере "Американской дочери". Говорят, это документальная
история: ваша бывшая жена увезла дочь в Америку... - В каждой моей картине, конечно, есть и биографические мотивы, и тот
опыт, который я нажил. Но это вовсе не значит, что я снимаю биографические
фильмы... Я никогда не делал картин "про меня". Я считаю, что такие фильмы
делать очень опасно, потому что ты всегда субъективен, а для кино это
нехорошо. - Есть на свете человек, с которым вы предельно откровенны, или это в
принципе невозможно? - Почему же, есть. Моя мама. И в большой степени я откровенен с женой. - Но не до конца? - Я думаю, что и моя жена со своей мамой более откровенна, чем со мной. Не
думаю, кстати, что муж и жена должны быть предельно откровенными друг с
другом. Есть вещи, я полагаю, которые мне или ей не нужно знать. - Вы слывете человеком закрытым. (Кивает в ответ.) О чем вы поговорили бы
охотно? - Об искусстве, о кино, о политике. О жизни, только не о моей личной. - Окружающие бывают с вами откровенны? - Да, очень часто. Кстати, со мной делятся очень личным не только друзья,
но и незнакомые люди. Они доверяют мне и знают, что я не опубликую это и
не покажу по телевизору. Максимум, что я могу сделать, - это переработать
услышанное и ввести в кино. - Вы всегда женились по любви? - Любовь - это процесс, а не результат. Когда говорят: я женился или я
вышла замуж по любви, то получается, что они полюбили - и на этом конец.
Любовь складывается или не складывается из долгих взаимоотношений, которые
могут прерываться и вновь возобновляться. Это как вера в Бога. Это ведь
тоже процесс: люди идут к Богу всю жизнь. То же самое любовь. Начальному
этапу брака, скорее всего, свойственно то, что называется увлечением. А
любовь - это более глубокое чувство, которое может и прийти в процессе
этих взаимоотношений, и не прийти. Что касается меня, то я всегда женился
по влюбленности. - На основании своего опыта вы можете сказать, что в браке самое трудное? - Умение жертвовать. Ради детей, скажем, все жертвуют охотно, потому что с
детьми у нас кровная связь. Мы расцениваем их как часть себя и, значит,
жертвуем в некотором смысле ради себя самих. Между мужчиной и женщиной
иное: два незнакомых человека встречаются, ничто их не связывает,
почему-то они начинают жить вместе... Очень сложно жертвовать ради чужого
человека. Но это, мне кажется, и есть главная составляющая процесса любви.
Если развитие происходит органично, а не путем насилия, тогда можно
говорить о том, что это действительно любовь. - А как это происходит с вами: органично или путем насилия? - По-разному. Это ведь процесс. Я считаю мужчину и женщину совершенно
разными биологическими объектами. Между мужчиной и волком-самцом гораздо
больше общего, чем между мужчиной и его женой. Она - другой организм, но в
этом-то и прелесть. - Отношение к детям у мужчины и женщины тоже разное? Говорят, пока мужчине
нужна женщина, нужны и дети. Вы согласны с этим? - Не думаю, что только так. Но мужчина вообще менее привязан к детям, чем
женщина. Именно "мужчина вообще". Нужно меня правильно понимать: есть
исключения, и их очень много. Просто я говорю о том, что когда мужчина
перестает общаться с детьми, то волей-неволей отходит от них и чувства
начинают затухать. С другой стороны, неизвестно, как в подобной ситуации
это было бы у женщины. - Вы поддерживаете отношения с вашей дочерью? - Мне не хотелось бы отвечать на этот вопрос. - Вас можно растрогать женскими слезами? - Можно, но сложно. Нет таких мужчин, которых нельзя обмануть, но у меня
большой опыт (иронично улыбается), и я знаю, какие слезы искренние, а
какие нет. - Женщина слабее мужчины? - Безусловно. Допускается элемент рыцарства - это красиво. Я сторонник
традиционных взглядов, и мне не нравится современный стиль, когда мужчина
и женщина как бы каждый сам по себе, и семья в значительной степени уже
отмирает. В этом смысле я консерватор. - Значит, ваша жена может сказать, что она за вами как за каменной стеной? - Надеюсь, да. Я не хочу брать на себя слишком много (улыбается), но
думаю, что в каких-то вещах я, наверное, как каменная стена. Хотя не знаю:
может, моя жена считает по-другому...
Источник информации: журнал "Ах..", март 2000.
Другое дело, что все свои фильмы я оцениваю с той точки зрения, что они
часть моей жизни, ведь создание фильма - процесс драматический. Сделать
картину - это отдать ей, как минимум, два года. И о своей личной жизни я
вспоминаю по картинам: тут у меня дочка родилась, тут сын, тут я женился,
тут развелся...