Орешкин Дмитрий

, кандидат географических наук

( 1953 [Москва])
Россия
Главное открытие, сделанное Дмитрием Орешкиным в менеджменте: когда ты не мешаешь людям делать их работу, они ее сделают сами. Правда, не все. Главное - понять, кто "да", а кто "нет". 

Автор: Соня Соколова

Сайт: Люди года 2002



Дмитрий Борисович Орешкин родился в 1953 г. в Москве. В 1970 г. Окончил 49 спецшколу на Пушкинской, после чего поступил на Географический факультет МГУ, где играл за сборную факультета в футбол и интересовался палеогеографией. С футболом всерьез не получилось, пришлось в 1975-м поступать в аспирантуру Института географии АН СССР и быстро защищать кандидатскую по древним материковым оледенениям. С оледенениями всерьез тоже не получилось, пришлось заняться научной журналистикой. С ней получилось так себе, но тут грянула перестройка и открылся неожиданный спрос на людей, способных на карте отличить Бурятию от Удмуртии. Советскому Союзу было не до таких пустяков, а тут вдруг выяснилось, что в разных местах люди недовольны властью совершенно по-разному.

Это открытие подтолкнуло Дмитрия к созданию в Институте географии аналитической группы, которая узурпировала гордое имя дедушки Меркатора (1512-1594, известен тем, что, будучи слабоват по "пятой графе", прикидывался голландцем и гравировал на меди первые карты мира). На деньги, заработанные на съемках фильма про Аральскую катастрофу, группа в 1993 г. купила 286-й компьютер и стала рисовать электронные карты, отражающие результаты выборов, рост преступности, экологические кризисы и потребление водки по регионам. Здесь следует отметить огромную заслугу умной молодежи, прежде всего Андрея Скворцова, который как раз заканчивал Географический факультет МГУ и научил старшее поколение отличать системный блок от монитора.

Решающий шаг в жизни был сделан в 1994 году, когда в приступе безумной храбрости Дмитрий Орешкин позвонил Е.Киселеву на НТВ с предложением рисовать ТВ-карты для "Итогов". Тот согласился, и с тех пор "Меркатор" постоянно занимается изготовлением электронных карт для ТВ.

За это время Mercator Group...

Сделала электронный Атлас кризисных ситуаций для Совбезопасности России.

Помогла ЦИК РФ организовать отображение в СМИ хода и результатов пяти избирательных кампаний федерального уровня (в том числе последние две - в Интернете).

Подготовила для ЦИК РФ электронные версии 8 фундаментальных монографий из серии "Электоральная статистика".

Опубликовала более 200 газетных, журнальных, интернетовских статей на околополитические темы на разных языках.

Помогла некоторым губернаторам выиграть или проиграть выборы.

Написала десятки более или менее закрытых аналитических записок для больших начальников, которые, возможно, кто-то прочитал за высокими дверями.

Подружилась с "Метео-ТВ", научилась делать живые карты прогноза погоды и показывать их на всех главных телевизионных каналах в качестве фона для красивых девушек.

Чтобы девушкам из "Метео-ТВ" не было скучно, вывела на телевизионную орбиту популярного предсказателя погоды Александра В. Беляева, который по совместительству работает заместителем Директора Института географии РАН по науке.

По-настоящему далеко продвинулась в области компьютерной симуляции для ведущих новостных ТВ-каналов России. Это Меркаторы "поднимали" Курск, "топили" станцию "Мир", "таранили" самолетами здания мэрии в Москве и сделали еще многое другое, что снять на видео никак невозможно, а увидеть по телевизору хочется. (Впрочем, группа Меркатор отмечает, что признания Усамы бен Ладена - не ее рук дело).

Превратилась в сетевую группу, которая развивается сама, не спрашивая разрешения. Она сама номинируется на ТЭФИ, побеждает на конкурсах лучших ТВ-программ в ряде регионов (например, в Ханты-Мансийске), выходит на государственное телевидение стран СНГ.

Главное открытие, сделанное Дмитрием Орешкиным в менеджменте: когда ты не мешаешь людям делать их работу, они ее сделают сами. Правда, не все. Главное - понять, кто "да", а кто "нет".

Женат на одной жене с двумя детьми и собакой.