Чурсина Людмила

, актриса

( 20.07.1941 года )
Россия
Будучи звездой, безусловно советской, Чурсина дорожит своим стародавним зрителем, в массе своей с трудом приспособившимся к новым временам, и грамотно строит сегодняшний имидж. Весьма эффектная и по сей день, актриса скромно сообщает интервьюерам, будто по молодости взрастила в себе внутреннего полицейского: очень долго стеснялась самой себя ... 

Автор: Эльвира Подколодная

Сайт: People's History

Статья: "Алфавит" No.4, 2000



В ЗЕНИТЕ ПОПУЛЯРНОСТИ, в расцвете красоты ее называли Мэрилин Монро советского производства. Чурсина всерьез обижалась. А ведь и впрямь была секс-дивой нашего целомудренного в ту пору кино. Но не потому, что в числе немногих получила привилегию обнажать грудь на экране. Просто - хоть в тулуп упакуй - своенравная красавица источала бесконтрольную, сногсшибательную энергию соблазна, над которой не властны ни рассудок, ни Моральный кодекс строителя коммунизма. Неудивительно, что Людмила Чурсина получала мешки писем с признаниями в любви, в том числе и от... заключенных. Находились смельчаки, грозившиеся, отмотав срок, приехать и жениться. Впрочем, в этом смысле шансов не было даже у добропорядочных интеллигентов с университетским образованием. Чурсина была замужем, и весьма удачно.

Владимир Фетин, сделавший из студентки актрису, был на шестнадцать лет старше своей Галатеи и до встречи с ней снискал любовь народную презабавным фильмом "Полосатый рейс". Но, воссоединившись со своей юной половиной, к комедии больше не обращался. То ли не испытывал потребности, то ли полагал, что жене комические роли противопоказаны. Он занял Чурсину в таких важных для ее карьеры картинах, как "Донская повесть", "Виринея", "Любовь Яровая", "Открытая книга". К другим режиссерам, похоже, не ревновал, и актрисе удалось блеснуть в "Угрюм-реке", "Олесе", "Журавушке". Однако сама она вспоминает о супруге с некоторым даже упреком: "Владимир Александрович Фетин, царство ему небесное, был очень талантливым режиссером, никогда не шел на компромиссы и поэтому много лет сидел без работы. Чтобы заработать, мне приходилось сниматься вдвойне".

Чтобы уж покончить с частной жизнью звезды, отметим (если кто не в курсе), что следующим ее суженым стал интеллигентный океанолог. В недавнем же прошлом много шума наделал альянс Людмилы Алексеевны с сыном знаменитого чекиста и генсека Игорем Андроповым, о котором известно, что он дипломат, а по словам Чурсиной, еще и "настоящий патриот".

Чем больше публикуется интервью и материалов об актрисе, тем более загадочной и романтичной фигурой она предстает. Даже о ее рождении гуляют в прессе разные версии. В соответствии с одной будущая знаменитость появилась на свет в медсанбате, подобравшем ее беременную маму-беженку. По иным сведениям - Чурсина родилась чуть не в картофельной ботве, прямо под бомбежкой.

В ДЕТСТВЕ НАША ГЕРОИНЯ МЕЧТАЛА не то пароходы конструировать, не то в председатели колхоза податься. И увлекалась точными науками. А на актерскую стезю вступила так же случайно, как Доронина в "Старшей сестре". Отправилась на прослушивание за компанию с подругой и прошла отбор аж в трех вузах. Делать нечего - пришлось выбрать лучший и учиться. В знаменитой Щуке Людмила так намучилась с исправлением дикции (да и по мастерству нахватала троек), что всерьез подумывала бросить актерское ремесло. Но не тут-то было: ее с головой накрыл фантастический успех "Донской повести". Дальнейшее известно: исключительная востребованность в кино, членство в худсовете "Ленфильма", работа на сцене Александринки. Наряду с кинематографической карьерой набирала обороты и общественно-политическая. Сегодня Чурсина утверждает, будто отбывала идеологическую повинность, отсиживала в президиумах "по разнарядке". Впрочем, она еще и выступала: "Ленинская годовщина обязывает всех нас с большой ответственностью подумать о будущем, о наших поисках и свершениях..."

МОЖЕТ, КАК РАЗ ПОЭТОМУ В СТРАНЕ, где "секса нет", партопекуны муз терпели на экране носительницу гиперсексуального начала. Как видно, считали "своим человеком". Хотя кое-чего ей все же не позволили. Например, сыграть в "Любови Яровой" не одноименную героиню, лояльную к большевикам, а люто ненавидящую их Панову, чего очень хотелось Чурсиной. И еще один "милый пустячок" был ей заказан. Когда актриса получила приз за лучшую женскую роль на фестивале в Сан-Себастьяне, ей предложили трехлетний контракт с Голливудом на 15 картин! Но выяснилось, что Госкино против. А ну как заставят нашу идеологически выдержанную красавицу в антисоветчине сниматься? Или - хуже того - раздеться попросят? Дудки, не видать проклятым буржуинам "комиссарского тела"...

Будучи звездой, безусловно советской, Чурсина дорожит своим стародавним зрителем, в массе своей с трудом приспособившимся к новым временам, и грамотно строит сегодняшний имидж. Весьма эффектная и по сей день, актриса скромно сообщает интервьюерам, будто по молодости взрастила в себе внутреннего полицейского: очень долго стеснялась самой себя - например, высокого - 177 см - роста. Она не прочь ненавязчиво подчеркнуть, что ездит, как все, в метро, ходит сама на рынок. Что равнодушна к буржуазным ценностям и не страдает меркантильностью. То есть, расставаясь с мужчинами, обычно собирает чемодан и исчезает, оставляя машины и жилплощадь бывшим избранникам. В результате подобного бессребреничества сегодня даже обходится без собственной квартиры и автомобиля; что до загородного жилища - то пользуется двумя комнатами общественной дачи. (Впрочем, фотографам глянцевых журналов Людмила Алексеевна позирует в весьма цивилизованных домашних интерьерах.)

Странно, но стоило ей переехать в Москву (до 84-го года Чурсина жила в Ленинграде), как ее эротический магнетизм несколько поблек. Она сменила ПМЖ, чтобы сыграть в Театре Армии Настасью Филипповну. Вожделенная роль получилась на удивление целомудренной. Строгая, в темных платьях с воротником-стойкой, роковая женщина Достоевского выглядела кем-то вроде богомолки в миру, преуспевшей в умерщвлении плоти. Наверное, то была дань режиссерской установке. Но с той поры власть пола, власть ее естества становится неабсолютной. Возможно, это возраст слегка пригасил плотскую красоту и манкость, некогда парализовавшие и возбуждавшие одновременно. Зато в ее облике появился некоторый суховатый аристократизм. Как бы там ни было, Чурсина упорно стремится заместить убывающую власть тела властью другого рода. Собственно властью. И питает слабость к образам императриц, княгинь и прочих высокородных особ, облеченных правом повелевать.

МЕЖДУ ТЕМ КРИТИКА, ПОХОЖЕ, этих усилий не замечает, актриса как бы выпала из фокуса ее внимания. Зато массовыми изданиями Чурсина не забыта - с ней делают интервью, приглашают в телеэфир. Но лишь затем, чтоб расспросить о частной жизни, обсудить давние сплетни или услышать актерские байки. Однако вполне возможно, что рано или поздно Людмиле Алексеевне удастся взять реванш. Характер позволяет. Недаром в доме актрисы лежит на полу медвежий мех (она собственноручно порешила хищника ножом, неожиданно встретив в сибирской тайге). И, судя по всему, довольствоваться дележкой шкуры неубитого зверя - не в ее натуре.