Чулаки

( 25 февраля 1941 года - 21 августа 2002 года ) Два незаменимых опыта: лечение сумасшедших и дрессировка львов сообщили писателю необходимую закалку, так что помимо чистого творчества, Чулаки постоянно, без всяких усилий с его стороны, волею провидения и коллег, становится где-нибудь председателем.  

Статья: ЗАМЕТКИ БИОГРАФА

Сайт: Art Petersburg



ЗАМЕТКИ БИОГРАФА

ЧУЛАКИ Михаил Михайлович родился в 1941 году в Ленинграде в художественной семье: отец Михаил Иванович - композитор и крупный музыкальный деятель, многолетний директор того самого Большого театра в Москве, а мать Елена Евгеньевна - художница.

Едва вступив еще не в жизнь, а в первый класс, он пережил развод родителей. Отец уехал в Москву, а мальчик остался с матерью в Ленинграде. Эта в общем самая обыкновенная семейная драма и породила, вероятно, ту душевную трещину, которая привела Чулаки в литературу. Еще в школе наш герой вообразил, что должен сделаться писателем, однако первые его опыты не нашли сочувственного издателя, и потенциальный писатель с аттестатом зрелости в кармане (и, к своему стыду - с золотой медалью), решительно не знал, что делать.

Сначала он поступил было на Восточный факультет (без блата, не догадываясь, что на этот факультет без блата, как говорили, поступить невозможно), но через год понял, что африканские языки - не для него. Поболтавшись еще три года, сменяя незначительные профессии, Чулаки уже осознанно поступил в институт медицинский, считая, что знание устройства человека писателю полезно. Тем не менее, в институте он главным образом обретался в редакции газеты, которая, естественно, называлась 'Пульс', где и сделался одним из ведущих публицистов Первого Медицинского, а каждую весну писал по капустнику для институтских майских смотров.

С тех пор сохранилась изображение Чулаки под ручку с Шекспиром, комедию которого 'Укрощение строптивой' начинающий эскулап дерзнул перелицовать на медицинский манер.

Молодость проходила под знаком встреч с прекрасными женщинами, которым наш герой благодарен всю жизнь. Одни милые феи постепенно растворились в прошлом, а одна встреча определила всю дальнейшую судьбу, хотя новая богиня и не сделалась женой писателя. А может быть, потому-то новая богиня и определила судьбу, что не стала женой. Петрарка ведь отнюдь не был женат на Лауре. По этому случаю женился наш герой поздно - и как выяснилось, прочно. И с тех пор ни разу не разводился.

Закончив в 1968 году Медицинский, Чулаки сделался психиатром и шесть лет проработал на знаменитой в Ленинграде 'Пряжке' - в старейшем сумасшедшем доме города.

После 'Пряжки' он еще год побыл дрессировщиком львов на съемках кино - и с тех пор пробавляется исключительно литературным трудом.

Эти два незаменимых опыта: лечение сумасшедших и дрессировка львов сообщили писателю необходимую закалку, так что помимо чистого творчества, Чулаки постоянно, без всяких усилий с его стороны, волею провидения и коллег, становится где-нибудь председателем.

Начал он с председательства в Обществе Защиты Животных. Оттуда он затем ушел, но увел с собой жену, вместе которой активно помогает животным и по сей день. На сегодня дома у писателя пять любимых кошек. Затем он же сделался председателем Союза Писателей Санкт-Петербурга. а недавно к этому прибавилось и звание председателя Комиссии по правам человека в том же Санкт-Петербурге.

Последнее обстоятельство объясняется тем, что помимо писания романов, коих опубликовано уже примерно 25, Чулаки занимается общественной деятельностью и публицистикой. Он решительно примыкает к демократическому движению, в годы перестройки едва не сделался депутатом, но вовремя одумался, остановился, снял свою кандидатуру - и таким образом остался частным лицом.

Хотя лицо его сделалось довольно заметным на митингах. телеэкранах и в прочих публичных местах. Написаныим также сотни статей - прежде всего в газетах. Так что читатели Чулаки делятся на различные группы: одни знают его беллетристику и не читали статей; другие читали только статьи. И лишь редкие энциклопедисты читали всё.

Все-таки главным своим занятием наш разносторонний герой считает сочинение романов. Большинство романов Чулаки реалистичны: 'Что почем?', 'Тенор', 'Вечный хлеб', 'Прощай, Зеленая Пряжка', 'Праздник похорон', 'Анабасис', 'Борисоглеб', 'Харон' и другие. Однако в некоторых сюжет строится на основе фантастических допущений: 'Четыре портрета', 'Книга радости - книга печали', 'Отшельник'. Читатели - и даже отдельные почитатели - Чулаки отыскиваются в самых неожиданных местах: от Сибири и Камчатки до Южной Африки и некоторых штатов Северной Америки. Зато некоторые не слышали о нем (не только что не читали!) и в родном Петербурге.

Впрочем, наш герой считает, что он и не должен быть слишком популярен, поскольку взгляды его - взгляды "подавляющего меньшинства". Человечество безумно, а Чулаки ставит современникам диагноз. За что же им его любить?!..

Библиография:


Долгие поиски, Советский писатель 1979
Вечный хлеб, Советский писатель 1984
Книга радости - книга печали, Молодая гвардия 1984
У Пяти углов, Советский писатель 1988
Прощай, Зеленая Пряжка, Молодая гвардия 1989
Праздник похорон, <Нева> N 2 1990
Анабасис, <Нева> N 9 1992
Отшельник, <Звезда> N 11 1993
Кремлевский Амур, Новый Геликон 1995
Борисоглеб, <Мансарда> N 1 1996
Харон, <Нева> N 1-2 1997

Co za to? Praha Mlada fronta 1980
Tenor, Praha Mlada fronta 1984
Nadherna planeta, Praha Melantrich 1986
Tenorista, Bratislava Tatran 1986