Novikova

Я не уверен, что Клара Борисовна будет мне благодарна за "рассекречивание" подобной информации, но ровно неделю назад ей исполнилось 55 лет. Поверить в это просто невозможно. Актриса, по-прежнему, энергична и подтянута. Впрочем, в наш век шейпинга, фитнесса и пластической хирургии этим трудно кого-то удивить. Поражает другое: звезда продолжает вести активный творческий поиск, восхищая поклонников новыми гранями своего таланта. "Тетя Соня" запела, но мало того, она стала популярной телеведущей!  

Автор: Сергей Бавли

Статья: Клара Новикова открыта для новых предложений

Сайт: MIGnews.com



- Клара, признайтесь честно, все эти интервью, журналисты вам здорово надоели?

- Да как вам сказать... В какой-то момент они меня радуют. А порой - достают... Нельзя здесь подходить однозначно. Нельзя пребывать в состоянии упоения от самой себя, считать, что ты уже всего достигла. Надо двигаться дальше, стремиться к чему-то. Появляются новые идеи, новые проекты. Их надо осуществить, или, как я теперь уже говорю, успеть осуществить. А как тут без прессы?

Помимо всего прочего, журналистский интерес к артисту, равно как и его отсутствие - момент знаковый. Так что, в целом, должна сказать: поскольку мне не надоела моя профессия, то и интервью - ее важная составляющая - тоже не приелись. Журналисты, правда, бывают, разные:

- Как и артисты! Я надеюсь, что я зачислен в число изгоев:

- Мы же беседуем, причем без всякой предварительной договоренности.

- Клара, вы ведете сейчас авторские программы на телевидении, причем сразу на нескольких каналах. Это и есть движение вперед, о котором вы упомянули? Или новые проекты - просто веяние времени?

- Это же очень интересно! Интересно попробовать себя в одном качестве, в другом. Помимо телевидения, мне сейчас предлагают сыграть в театре, предлагают "Театр у микрофона", это все мне интересно. Это все, так или иначе, сопутствует профессии. Мне кажется, когда человек взрослеет, набирается опыта (я не о себе говорю, я о явлении вообще), он становится интереснее, ярче. Следовательно, расширяется спектр его востребованности. А попробовать себя на телевидении, именно не в качестве актрисы, а в ранге телеведущей, мне давно хотелось.

- И начали вы с программы "Что хочет женщина?" на РТР.

- Да, это для меня была и реклама, и возможность проявить себя в новом качестве, и интересные беседы на волнующие меня темы.

- Вы, надеюсь, выяснили уже, что хочет женщина? Поделитесь, пожалуйста, а вдруг пригодится.

- Вообще-то, вам пора это знать! Ладно, смеюсь. Тот, кто это выяснит это, станет нобелевским лауреатом.

- А, значит не я один не в курсе. Ну, а что хочет женщина по имени Клара Новикова?

- Как и все женщины, я могу сегодня хотеть одно, а завтра другое. Но я всегда добиваюсь того, чего хочу. Я не жду милостей от природы, я их беру.

- То есть ваши желания, как в легендарной киноленте, в основном, совпадают с вашими возможностями?

- Чаще всего, да.

- Попробовав себя в различных ипостасях артистической профессии, нашли ли вы для себя какой-то любимый "уголок на сцене"?

- Есть основная и главная составляющая - это эстрада: сатира, юмор, разговорный жанр, как хотите, так и называйте. Это первично и всегда останется со мной, это - главное. Но замыкаться на чем-то одном мне бы не хотелось. Я актриса, мне все интересно играть. Я и петь хочу...

- Михаил Жванецкий однажды заметил: когда ему говорят, что "тот поет, этот танцует" (речь шла о коллегах по цеху), он всегда отвечает: "Слава богу, мне еще есть, что сказать". Вас это не задевает?

-Михал Михалыч, в первую очередь, писатель. Ему есть, что сказать. Он написал книжку, люди через 100 лет ее откроют, как открывают сегодня Зощенко, и поймут, что происходило в наше время. А актер? Наша работа - это сегодня, здесь и сейчас. И пойди объясни потом, что был такой человек и такой артист.

Вот сегодня все говорят: "Великий Михаил Чехов". Если бы не остались его учебники, его биография, книга о нем, кто бы о нем в наше время вспомнил? Так что нет, не задевает меня реплика Жванецкого. Писатель - это одно, а актер - человек зависимый.

- Конкуренция в вашем цехе мастеров разговорного жанра жесткая? С вытекающими отсюда отношениями между артистами?

- Жесткая, конечно жесткая. И ревность к успехам коллег обязательно присутствует:

- Зрительские аплодисменты шумомером на децибелы измеряют?

- Ну, до этого не доходит, но ревность присутствует. Мы очень редко собираемся вместе. У каждого есть своя ниша. Сборные концерты юмористов проводятся не часто. Но когда происходит такая "солянка", и конкуренция, и ревность:

-... и атмосфера за кулисами соответствующая?

- Не всегда дружелюбная. Хотя по-разному складывается. Вот мы вчера снимали очередной выпуск "Аншлага", и особой напряженности за кулисами не ощущалось, работали в охотку. Наверное, это заслуга Регины Дубовицкой. Конечно, опускали глаза, понимали, что успех у кого-то больше, у кого-то меньше, но в целом все было вполне достойно.

- Как вы объясняете многолетний успех программы "Аншлаг"? Это удачный менеджмент Регины Дубовицкий, звездный подбор, оригинальная подача с выездами, буквально, "на дом" к зрителю?

- Мне кажется, что это и то, и другое, и третье. Регина находит какие-то новые имена, каких-то новых актеров. Когда нам было по 25 лет, мы тоже не были звездами. Это пришло с годами, раскрутка нам также была необходима.

Я убеждена, что Регина творит очень нужное дело. Возникает такая, я бы сказала, обоюдная зависимость. Ее бы никто не знал, если бы не программа, не артисты, но кое-кто из нас тоже бы не состоялся без "Аншлага". Передача существует очень много лет, рейтинг ее на телевидении неизменно высок. Я прекрасно знаю, что кому-то она нравится, кому-то нет, это нормально. Но и отрицать, что "Аншлаг" нужен людям, как это иногда делают противники программы, тоже бессмысленно.

Регина обладает сумасшедшей трудоспособностью, она работает 24 часа в сутки и тянет на себе этот тяжелейший воз. Я не знаю другого такого человека, его просто нет, который потянул бы такую ношу. При этом она еще ведет концерты, собирает полные залы. А кто бы пришел к незнакомым артистам на концерт? Кто бы знал их, не появляйся регулярно "Аншлаг" на экране? У людей сегодня столько зрелищ практически в любом городе! Тут и концерты, и спектакли, местные театры, приезжие: Свои артисты, гастролеры:

- Рынок, Клара Борисовна:

- Именно! Полно всего, и человек вправе выбирать, куда ему идти. А вот "Аншлаг", объезжая всю Россию по черт его знает какому разу, собирает полные залы. Значит, удачно сложилось все.

- Проскочила информация, что вас обокрали, вытащив из машины ценностей на какую-то немыслимую сумму:

- Размер суммы оставьте на совести рассказчиков, а, вообще, скажите, вы можете назвать сейчас мало-мальски известного человека, которого бы в Москве не обокрали?

- Да, но еще сложнее назвать человека, которому в Москве вернули бы похищенное.

- Господи, так мне ничего и не вернули!

- Позвольте, милиция же гордо отрапортовала, что лихоимцев, покусившихся на машину самой "тети Сони", поймали.

- Поймали. К этому времени все похищенное они успешно реализовали, не нашли у них ничего, кроме пустых бутылок:

- Это: из вашей машины?

- Из моей машины (смеется) ничего не нашли, и мне ничего не вернули. Да бог с ними.

- Насколько мне известно, вы собираетесь к нам в Израиль где-то в феврале?

- Я еще не знаю. Это, кстати, планируется в рамках гастролей "Аншлага" в Израиле. Мне об этом проекте пока мало что известно. Вообще, я бы очень хотела. Но осенью я надеюсь приехать в в Израиль со своими сольными концертами. Израиль для меня - корневая система, начало начал, истоки. Я их просто физически ощущаю на Земле обетованной.

- Клара, когда вы впервые запели? Я имею в виду, на сцене.

- Ой, господи (смеется)! Когда я жила с родителями, папа, если я начинала петь, говорил: "Замолчи, у тебя такой голос, что только кричать "занято" орать из туалета". Вот я очень долгое время и боялась огорчить папу. Однажды в зале "Россия" я вела концерт и выступала в нем с этаким лирическим монологом. Ну и сделали песенку, я запела, я же не пою, а как бы мурлычу под музыку, в зрительном зале люди всхлипывали, и мне захотелось продолжить работу в этом жанре. Сегодня у меня уже 50 с лишним песен, при чем я ведь не раскручиваюсь совсем, как это делают поющие. Я все же не певица, и понимаю это. Но в концертах песни мне очень помогают, создают определенную атмосферу.

- Тогда, в концертном зале "Россия", не было страха перед дебютом? После папиных-то слов....

- Ужасно боялась, нервничала. Я и сейчас волнуюсь перед исполнением песни. Я как-то пришла к композитору Лоре Квинт (она написала первые две мои песни) и говорю ей: "Лора, у меня две ноты в организме". А она отвечает: "У тебя мания величия". Но прошло время, и она сказала: "Клара, ты поешь! Я тебя буду раскручивать."

- А кто вообще для вас пишет?

- Довольно известные композиторы. Это и Лора, и Алексей Гарнизов, и Юра Гарин, который живет в Нетании, и Коля Денисов. Много композиторов уже для меня писали. Оскар Фельцман создал для меня цикл еврейских песенок. В своем сольном концерте мне петь не страшно, и я это делаю с удовольствием. Зато в сборном концерте : Ну что, я выйду и запою после Тамары Гверцители?!

Кстати, однажды, исполняя песню, я со сцены неожиданно увидела сидящую в зале Нани Брегвадзе. После концерта я подошла к ней и сказала: "Нани, простите меня за это". А она, прекрасный и очень добрый человек, отвечает: "Что ты, что ты, у тебя замечательно получается!". Я до определенной степени пою, все-таки это образы, мини-спектакли.

- Скажите, русскоязычная публика в Израиле и в других странах (США, Канада, Германия, Австралия) как-то отличается друг от друга? Вы это со сцены видите?

- Безусловно. В Израиле публика гораздо более темпераментная. Знаете, как люди, живущие на юге и на севере, разнятся меж собой? Вот в Израиле южная публика. В Израиле, если смеются, то сразу, и доходит тут же. А там помедленнее, через люфт. Более того, в Израиле зрители сами не прочь пошутить, посмеяться. Я очень люблю эту страну, и хочу сказать, что выступать в ней - некий экзамен для меня. Люди, которые все время живут на грани: Ощущение мира у них возведено в степень. А в Америке зритель помнит, что он живет в добропорядочной стране, у них все размерено, свое они получают: Это очень разная публика!

- Минуты праздника израильский зритель воспринимает на концерте острее?

- Острее. Меня потрясает: утром - теракт, а вечером люди идут на концерт, как на демонстрацию. Этим они показывают свою силу. Вот про это я и говорила, что люди живут на грани, и живут на эмоциональном подъеме.

- А в Москве публика по-прежнему "новорусская" на концертах?

- Уже нет. Жизнь, постепенно, нормализуется. Страшно было первое время после дефолта, вот тогда, действительно, только бизнесмены могли приобрести билеты. А сейчас все театры, все площадки переполнены. Я не заламываю дикие цены, я понимаю, что мой зритель - это интеллигенция, учителя, инженеры, врачи:

- Клара, я вас не называю тетей Соней:

- Только этого не хватало!

- Тем не менее, скажите, вы любите готовить?

- Готовить очень люблю, только времени не хватает.

- У вас есть какие-нибудь предпочтения?

- Конечно же, блюда еврейской кухни. Я сижу на всевозможных диетах, и вот из того, что мне можно, пытаюсь делать еду. Но в Новый год на столе будет гастрономическое изобилие:

- А, значит, нарушите в Новый год?

- Не знаю, возможно. Но наготовлю точно. Мои близкие любят праздники, потому что знают: я буду готовить, как бы ни была занята, хоть ночью, но буду. Сейчас же время изобилия: восточный ресторан, японский ресторан: Все эти суши-шмуши, это ведь на пару раз, потом приедается. А вот свое родное, то, что мамы-бабушки делали!.. Для меня, например, нет ничего лучше, чем картошечка с лучком и чесночком! Придешь в ресторан, там спаржа, анчоусы, чего только нет! А картошка черная, не прожаренная. Так что уж лучше дома, мамины блюда. И побольше чесночка!