Nazarova

  В конце 50-х - начале б0-х годов много легенд ходило об отважной дрессировщице Маргарите Назаровой - первой из женщин, вошедшей в клетку с тиграми. Благодаря фильму "Полосатый рейс" о ней узнал буквально весь мир. Назарова блестяще сыграла роль буфетчицы судна "Евгений Онегин", на котором перевозили тигров. Сейчас народная артистка живет в Нижнем Новгороде. Ей 71 год.  


  Детство девочки с голубыми глазами

  - Мы - питерские, - так говорит о своих корнях Маргарита Петровна. Родилась артистка в городе Пушкине (это бывшее Царское Село) Ленинградской области. Отец ее был лесником, а мать - учительницей. Самое яркое впечатление детства - летние каникулы. Три теплых месяца семья Назаровых жила в лесной сторожке. Однажды отец принес своим дочерям Галине, Рите и Вере настоящего медвежонка, у которого браконьеры убили мать. Девчата окрестили его Минькой. Летом медвежонок жил с детьми в сторожке, а потом его отдали в зоопарк. Маргарита все лето пыталась научить косолапого танцевать, но из этого ничего не вышло. Минька поцарапал девочке руку.

  Нам Маргарита Петровна с восторгом рассказывала, как она в детстве с сестрами собирала лесные цветы, ловила кузнечиков, слушала кукушку. Однажды девочка нарвала букет незабудок. Отец увидел ее и ахнул:
  - Ты посмотри, мать, глаза-то у нее, что незабудки.
  С тех пор домашние стали звать Маргариту Незабудкой.

  Балет - это еще одно прекрасное воспоминание ее детства. В школе девочка узнала, что в Доме пионеров открылась балетная студия и побежала с подружками записываться. Очень нравились ей эти занятия, семь лет там танцевала.


  Красотка кабаре

  - Детство мое было замечательным, - рассказывает Маргарита Петровна, - но все вдруг полетело в тартарары. Началась война. Мне было 15 лет. Отца взяли на фронт, а мама переехала с нами к тетке в Павловск. Там мы голодали. Никому не приведи Бог увидеть войну. Случилось однажды вот что. Гитлеровцы развили молниеносное наступление - вот-вот займут Павловск. Руководители города объявили срочную эвакуацию. Совсем мало времени дали на сборы. А я тем временем с группой взрослых пришла в соседнюю деревню узнать, можно ли выменять кое-какие вещи на картошку. Мы попали под обстрел и разбежались кто куда. Мама не уходила до последнего, все ждала моего возвращения. За ней пришел какой-то мужчина, стал торопить. Она умоляла подождать. Мужчина оттолкнул ее, взял сестер на руки и сказал: "Жить хотите? Идите за мной". Мама в полуобморочном состоянии поплелась за ними. Сестры рассказывали, что она всю дорогу голосила: "Незабудочка моя, Незабудочка."

  А меня фашисты взяли в плен. Поездом отправили в Гамбург. Когда прибыли к месту назначения, нас выстроили у поезда, стали считать. Подошел гитлеровский начальник. Он внимательно осмотрел нас. Потом, улыбаясь, показал пальцем на меня. Меня вывели из толпы и на отдельной машине отправили работать служанкой в богатый дом. Там хозяйка относилась ко мне очень хорошо.

  Так начались для 15-летней девушки дни плена, до краев наполненные мыслимыми и немыслимыми унижениями. В школе она изучала немецкий язык, поэтому более-менее могла общаться с немцами. Однажды хозяин сказал служанке, что она очень пластичная, очень хорошо двигается, поэтому он постарается определить ее в кабаре. Вскоре так и сделал. У Маргариты Назаровой началась жизнь ночной танцовщицы. Однажды девушки подготовились к выступлению и вдруг на улице услышали автоматные очереди. Вскоре в кабаре ворвались русские солдаты. Увидели танцовщиц, заругались. Один сказал другому: "Никак мы к немецким шлюхам попали? Так и перестрелял бы их всех". Маргарита испугалась и крикнула: "Ребята, я - русская!" Вот таким был час ее освобождения.


  Любовь и тигры

  В конце лета 1945 года Маргарита вернулась на Родину. В Риге нашла маму с сестрами, отец пропал без вести. К осени девушка подготовила самостоятельно небольшой танцевально-акробатический номерок и устроилась на работу в коллектив "Цирк на сцене". Там нашла себе партнера, с которым выступала в акробатическом этюде. Постепенно Маргарита стала вводить в свою программу животных - собак, лошадей. Проработала так восемь лет. И девушке захотелось чего-то особенного, захотелось риска. Она решила попробовать себя в роли цирковой мотогонщицы. И на одном из представлений лихо промчалась по вертикальной стене. А дальше все было как в сказке.

  Не успела девушка снять шлем мотогонщицы, как перед ней вырос высокий, статный, элегантный молодой человек. Красивый- красивый... Это был Он. Имя дрессировщика тигров Константина Константиновского тогда гремело в цирковых кругах.

  - Мне еще раньше о нем много рассказывали, - вспоминает Маргарита Петровна. - Говорили, что Константиновский не только дрессировал тигров, но во время войны придумал своего "русского тигра".
  - Какого такого русского тигра?
  - У фашистов во время войны были танки "тигры", "пантеры". Дрессировщик возмущался. Он считал, что животных обидели, назвав в "их честь" ужасные средства убийства, и сказал: "На ваших немецких тигров я придумаю русских". И придумал собак-взрывателей. К туловищу дрессированных собак привязывали бутылки с горючей смесью, животных во время боя выпускали из окопов. Те бросались на вражеские танки.
  Константиновский не только придумал собак-взрывателей, но и сам дрессировал их. И вот этот человек-легенда стоял передо мной и улыбался. Сердце мое прямо-таки зашлось.

  - Что это вы вдруг на мотоцикл пересели? Животных бросили? - спросил Константиновский. - А я вот хотел с вами вместе поработать. Мне нужна артистка-дрессировщица.

  Я, конечно, согласилась работать с укротителем тигров. Я была на седьмом небе. Мы стали репетировать. Мое первое выступление с тиграми состоялось в Калуге. После представления Костя объяснился мне в любви. Вскоре мы поженились.


  Мечта о чайнике

  Старожилы Нижнего Новгорода хорошо помнят триумфальные выступления Маргариты Назаровой в их городском цирке. Дрессировщица выступала во многих блистательных столицах мира, но сама признавалась, что любит приезжать в этот город на Волге. Вот какой запомнили Назарову нижегородцы:

  "...Изящная женщина в поблескивающем костюме входит в клетку и щелкает бичом. Ей навстречу медленно, один за другим, мягко ступая большими лапами, пробираются тигры.
  Они посматривают прищуренными глазами, послушно, почти добровольно взбираются на высокие тумбочки и садятся. Можно подумать, что это вовсе не хищные звери - настолько мирный, почти домашний вид имеют они. Но стоит дрессировщице хотя бы слегка повысить голос или прикоснуться к одному из полосатых артистов палкой, как раскрывается огромная пасть, обнажая белые-белые клыки.
  Опасно? Конечно. Но женщина не страшится зверей. Легко, словно играючи, заставляет их выполнять сложные трюки. Условный сигнал, и большое полосатое тело, упруго подброшенное сильными лапами, летит сквозь горящий обруч.
  Сколько труда потребовалось, чтобы тигр перестал бояться огня, преодолел инстинкт, с которым родился. Еще сигнал, и полосатые тела образуют своеобразную постель. Дрессировщица спокойно располагается на ней.
  Но вот один из тигров разозлился. Бьет хвостом, становится все грознее. Тогда дрессировщица подходит к зверю и спокойно просовывает ему в пасть руку, заставляя замолчать. Мертвая тишина стоит в цирке. Зрители ошеломлены мужеством дрессировщицы".

  Как же сегодня живется блистательной повелительнице свирепых хищников?

  Еще в молодости Маргарита Назарова получила трехкомнатную квартиру в Нижнем Новгороде (стояла на очереди в московском цирковом главке и просила поселить в Нижнем). Она живет недалеко от цирка, напротив огромного здания Нижегородской ярмарки. Огромный панельный дом на улице Совнаркомовской, поднимаемся на четвертый этаж. Звонок не работает, стучим в дверь. Навстречу выходит элегантная старушка.

  Входим в квартиру и чуть не падаем в обморок. Ожидали увидеть шикарный дом в дорогих коврах и шкурах с заморскими вазами, сверкающей посудой, наградами, подарками поклонников. И что же открылось взору?
  Выцветшие обои. Старинная арабская мебель - стол и тумбочки покрыты мятыми полинявшими скатертями. О днях золотых напоминает только фарфоровая композиция "Тигры", подаренная артистке в Италии. И еще - обычное шерстяное одеяло, на котором тоже нарисован тигр. Одеяло висит вместо ковра над диваном. В кресле сидят три огромные (много раз стиранные) мягкие игрушки, подаренные когда-то поклонниками. Многие дорогие вещи артистка давно распродала, пенсии (сейчас она составляет 400 рублей) не хватает, чтобы прожить.
  Весь быт Маргариты Петровны Назаровой говорит о нелегком житье-бытье одинокой пенсионерки. Нищета... На столе - старые-престарые кастрюли.

  - А чайник у меня развалился совсем, - сетует Маргарита Петровна, - так что чайком вас не угощу. Сейчас коплю потихонечку деньги. К лету куплю себе симпатичный чайник.

  Мы поинтересовались, как питается она. И узнали, что ее дневной рацион включает одну сосиску, 50 граммов сыра, хлеб, чай. Она очень любит салаты, но позволить себе такой роскоши не может. Яблоки ест только летом и осенью. Любит сладости. Как получит пенсию - покупает себе небольшую шоколадку. Назарова не в состоянии сама следить за квартирой. Она - больной человек. Ее постоянно мучают жуткие головные боли. Врачи считают, что болезнь - последствие травм и сильного стресса, который Маргарита Петровна пережила в связи с преждевременной кончиной мужа.

  Тигрица Юлька запустила ему когти в голову. Мышцы тигрица не разорвала. Просто поиграла, запустила когти и выпустила. А у Константиновского после тигриных шуток начался воспалительный процесс мозга. Ленинградские врачи сделали операцию, она прошло неудачно, через 7 дней больной умер. В расцвете сил - ему было 52 года.

  В это время Маргарита Петровна была на гастролях в Свердловске. Администрация цирка ее даже на операцию к мужу не отпустила, сколько ни ревела. Начальники говорили: "Как можно уехать! Аншлаг же!" На похороны-то еле вырвалась. Надо отдать должное нижегородским органам социальной защиты, они стремятся помочь Назаровой, чем могут. Присылают к празднику подарки со сладостями. Ежемесячно приносят небольшую материальную помощь.


  Красиво плывут те, в полосатых купальниках

  Настоящей дрессировщицей Маргарита стала после съемок картины "Опасные тропы". Константиновский готовил трюки для этого фильма. Маргарита во всем была помощницей. Сначала ей доверили соболей, потом гималайского медведя, тигра и даже ондатру. После фильма мы стали готовить цирковой номер "Тигры в воде". Программу назвали " Водная феерия". Готовили номер целый год. Сначала вывезли одного тигра на пароходике на Волгу. Смотрели, как реагирует зверь на воду, как плавает. Потом стали в бассейне работать и с остальными.

  - В воду запускали пять тигров, - вспоминает Назарова. - Это очень красивое зрелище. Они плавали, прыгали в воде, играли друг с другом. Я плавала вместе с ними. Основные трюки выполняла с тигром Пуршем. Мы подходили с Пуршем к бассейну, он снимал с меня туфли, брал зубами за руку и вел к воде. На репетициях Пурш любил надо мной подшутить. Подбежит ко мне и хвать лапой за горло, хитренько так смотрит в глаза и начинает давить. В такие минуты я старалась приблизиться к тигриной морде и потереться об нее носом. Пурш убегал. Или в бассейне подплывет ко мне, положит лапу на мою голову и давай топить. Держит под водой несколько секунд, потом отпускает.
  - Маргарита Петровна, неужели Вы совсем не боялись?
  - Нет. Я в своих питомцев верила. Испугалась только два раза. Первый случай был в Москве. Мы выступали в Старом цирке. Моя ассистентка Вера Попова очень любила животных, хорошо за ними ухаживала. Она старалась почаще выгуливать их в вольере. И случилось так, что кто-то открыл дверь в вольер. Мы глянули - тигров нет. Мы побежали на хозяйственный двор цирка - пусто. Выбежали на улицу, а тигры уже входят в кинотеатр, расположенный рядом с цирком. Там полно зрителей. Суматоха началась. Подоспели мы с Верой вовремя.
  Или однажды тоже был случай. Мы плыли в Австралию на гастроли. Начался шторм. И вот во время жуткой качки подбежал к моей ассистентке взволнованный негр. Ничего по-русски сказать не может. Только кричит: "Тайга, тайга". И показывает в сторону кормы. Пошла моя Вера. А там тигричка Байкал ходит. Весь шторм мы у нее дежурили. Два дня тигрица на корме была. Потом загнали ее в клетку. Французы, которые наблюдали за нашей работой, хотели угостить нас шампанским. Мы от шампанского отказались, запросили мороженого. Нам принесли мороженое и бутылку коньяка с запиской "Коньяк для тигров". Еще один тревожный момент был у меня в Казани. Во время представления, когда меня с тигром и львом подняли над ареной на качелях, вдруг испортилась лебедка. И я с хищниками 15 минут качалась над ареной. Тигр не выдержал и спрыгнул с большой высоты, а лев лежал спокойно. Качели вручную спустили. У меня был такой стресс, что попала в больницу.
  - Вы испугались?
  - Я испугалась за зверя, который с такой высоты сиганул. Испугалась за зрителей, которые сидели под нами.
  - Неужели Вас хищники ни разу не тронули?
  - Звери есть звери. И в ногу когти запускали, и в ягодицы. Спасибо, что мышцы не раздирали. Йодом помажешься и опять за работу. Скальп чуть тигрица Рада мне не сняла.
  - ???
  - Да, было такое во время представления в Кемерово. Подсобные рабочие неправильно расставили тумбы, на которые прыгала тигрица. А Рада должна была прыгать надо мной. Она прыгнула и одной лапой приземлилась мне на голову. Так все и содрала. Я в крови, кругом крики. 21 день провела я на больничной койке, 21 день тигрица не ела. Так обрадовалась, когда я появилась у ее клетки.


  "Полосатый рейс"

  Приступая к работе над комедией "Полосатый рейс", режиссер Владимир Фетин пошутил: "Постараемся сделать веселый интересный фильм, если останемся живы..."
  После этой комедии Фетин снял ленты: "Донская повесть", "Виринея", "Любовь Яровая", "Открытая книга", "Сладкая женщина", "Таежная повесть", "Пропавшие среди живых".

  Незадолго до съемок "Полосатого рейса" западногерманский журнал сообщил о том, как трагически погиб дрессировщик Иоахим Барранка, который снимался в фильме "Голиаф и великаны". Режиссер давал ему такие наставления: "Не кормите львов два дня, и они рассвирепеют. Если сцена удастся, вы получите восемь тысяч марок". Дрессировщик львов последовал указаниям режиссера, и сцена действительно получилась реалистической...
  Барранка вошел в клетку, и львы бросились на него. Ударом лапы один из них свалил его наземь, второй вонзил зубы в руку, которой дрессировщик прикрывал горло. Истекая кровью, дрессировщик звал на помощь, но... Камера жужжит, съемка продолжается, крупным планом - залитое кровью лицо Барранка с обезумевшими от боли глазами... Евгений Леонов прочитал об этом и призадумался.
  - А наших-то кормить будут?
  Его успокаивали:
  - Будут-будут. У нас и инженер по технике безопасности будет работать. Михаил Стопкин зовут. Его слово - закон для дрессировщиков и кинематографистов.
  - Стопкин, - задумчиво произнес Леонов.

  В качестве дублера Назарова снималась в фильмах "Случай в тайге", "Укротительница тигров", "Тигроловы". На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов Назарова и Константиновский выступили с программой "Водная феерия", артисты цирка получили Золотую медаль фестиваля. После фестиваля их пригласили в министерство культуры и предложили сниматься в фильме "Полосатый рейс".

  - Перед съемками я очень волновалась, но мои сомнения были чисто актерские. Как дрессировщица я не опасалась, что тигры будут плохо "играть". Но мне приходилось туго. Дублей в этом фильме не было, а были варианты. Зверь не может дважды повторить задание. Приходилось мгновенно реагировать на неожиданные повороты. Тигр Пурш вел себя как заправский артист. Остальные звери внесли немало коррективов.
  - А артисты, снимавшиеся в фильме, боялись тигров?
  - Почти все трюки мы делали в то время, когда животных на судне не было. Артист Смирнов месяц ходил вокруг клеток с тиграми, кормил их. И все для того, чтобы снять один эпизод, где он тащит тигра за хвост. На самом деле он только дотронулся до кончика хвоста.
  Очень боялся хищников Леонов. Вместо него намыленным в ванне должен был сидеть Константиновский. Но сидеть спиной к тигру дрессировщик отказался.
  - Спиной - это не интересно и не смешно, - убеждал он режиссера Фетина. - Нужно сидеть лицом к тигру. Поговорите с Леоновым.
  - Что вы, - режиссер безнадежно махнул рукой. - Леонов поклялся всеми святыми, что он не циркач и не трюкач и ни за что не сядет в ванну, если рядом будет тигр. Константиновский сам полчаса уговаривал Леонова. Он гарантировал ему полную безопасность. Костя поклялся, что ляжет на пол между ванной и тигром. И Леонов согласился только на один дубль. Артист сел в ванну. Когда намылил лицо, Костя подал знак впустить в декорацию тигра. Вошел Пурш, все замерли. Тигр подошел к тумбочке, потом к ванне и неожиданно ткнулся носом в руку Леонова.
  - Я не в кадре? - спросил Леонов.
  - Да, чуть подвинься влево, - ответил Фетин. Камера работала, все сняли. Когда Леонов стал промывать водой глаза, он увидел уставившуюся морду тигра. И, дико икнув, очень естественно нырнул на дно.
  Тигров, шаривших лапами в воде, снимали тогда, когда Леонова уже там не было.

  Остальные трюки с тиграми выполняла Маргарита Назарова вместе со своими ассистентами. Только с корабля в море прыгала Маргарита не сама, вызвали спортсменку. А уж в воде с хищниками плавала сама дрессировщица.
  Очень любит Маргарита Петровна смотреть по телевизору фильм "Полосатый рейс" (телевизор у нее старенький, черно-белый "Рекорд").

  - Смотрю и на своего Пурша, налюбоваться не могу. Он же после съемок "Полосатого рейса" вскоре умер. Заболел, а меня рядом не было. Ветврач назначил лекарство, от него еще хуже зверю стало. Через два часа умер. А я сама тоже однажды ошибку сделала. Заболел тигр, стал худеть. Вызвали врача, тот назначил стакан желудочного лекарства. Моя интуиция говорит, что не надо давать. А врач встает в позу: "Не хотите давать - лечите сами". Сошлись на том, что дадим полстакана. Дали, и животное через день умерло. Когда работаешь с животными - надо доверять только своей интуиции. Науке так нельзя доверять, как интуиции.
  Кстати, во время съемок "Полосатого рейса" очень всех нас веселила обезьяна. Ее привезли на съемки из киевского зоопарка. Это был шимпанзе по кличке Пират. Он приехал с невестой Челитой. Пират отказывался сниматься, когда невесты не было рядом. Эти существа были такие забавные.
  Гримировщицы ссорились за право гримировать необычного актера. Пирата перед съемками пудрили, чтобы на экране не был очень черным. Ведь он "жгучий брюнет". Пират любил гримироваться и спокойно сидел в кресле. Режиссеры фильма очень удивлялись сообразительности Пирата. Обезьяна все исполняла, понимая требования людей с первого взгляда. Очень любил Пират наряжаться в матросскую тельняшку, не хотел с ней расставаться и после съемок. Его мы научили подписывать автографы.



  Человек-амфибия влюбился

  Фильм "Человек-амфибия" снимали одновременно с "Полосатым рейсом". Когда на "Ленфильме" шли павильонные съемки, Маргарита Назарова и Владимир Коренев (исполнитель главной роли в ленте "Человек-амфибия") подружились.
  Потом Коренев очень любил приезжать на встречи со зрителями именно в Горький. По два раза в день на цирковые представления ходил, на Назарову любовался, цветы ей дарил. А публика валом шла поглазеть на них обоих.

  Но скоро во все это вмешался Константиновский.
  - Что за безобразие? Вы ставите друг другу глазки, а весь город стоит на ушах, - сказал он жене.
  На следующий день "человек-амфибия" уплыл в неизвестном направлении.

  - В вас часто влюблялись?
  - Нередко. Особенно влюблялись мои партнеры по цирковым номерам. Когда я гастролировала по СССР, то практически в каждом городе был артист местного цирка, который выступал в моем аттракционе (Константиновский не всегда ездил со мной. Он много работал в кино как режиссер-дрессировщик, за границей нередко бывал). Все мои партнеры предлагали мне руку и сердце, хотели стать моими мужьями.
  Но я отвечала: "Зачем бросать семью? Можно дружить и так".
  - После смерти мужа вы выходили замуж?
  - Вышла через два года. За грузина, тоже артиста цирка, он занимался джигитовкой. Мираб был моложе меня на 15 лет. Но он оказался очень жадным. Поэтому я с ним быстро рассталась.



Автор: беседу вела Ольга Булкина
Исходный текст: www.factor-online.com
"Блеск и нищета укротительницы тигров", опубликовано в журнале "Фактор" No. 7/99.