Voight Jon

( 29.12.1938 года )
США
Оскароносца Джона Войта любят и помнят по потрясающе сыгранным ролям в фильмах "Прибытие домой" (1969) и классическом "Полуночном ковбое" (1969), который принес ему первую номинацию на "Оскар". С тех пор он в течение сорока лет не переставал работать в кино, став одним из самых универсальных актеров Америки.  

Автор: Ольга Пирог

Сайт: Все каналы ТВ

Статья: Джон Войт - самый универсальный актер Америки



Джон Войт родился 29 декабря 1938 года в Джонкерсе, штат Нью-Йорк, учился в Американском католическом университете. Высшие ценности всегда занимали достойное место в мировоззрении Войта. Годы учебы в католическом лицее и Католическом университете Вашингтона не минули бесследно для впечатлительного юноши. Более того, настоящее католическое воспитание уходило своими истоками еще в раннее детство. Церковные службы, проповеди, жизнеописания святых - Элмер Войт, отец будущего актера, был тверд в вопросах веры, хотя всю свою жизнь провел на лужайке для игры в гольф, обучая новичков премудростям элитарной игры. Впрочем, первые еретические мысли посетили голову Джона в те же ранние годы. Его совершенно не устраивала ситуация, при которой его многочисленные друзья должны были отправиться в ад. И только потому, что они принадлежали к протестантской церкви, в отличие от католика Войта. Пожалуй, это ужасное противоречие и привело впоследствии к решительным шагам: окончив университет, Войт отправился в Нью-Йорк. Он сменил религиозное католическое поприще на мирское занятие лицедея. Его поиски истины закончились в актерской студии в Нью-Йорке.

Пройдя тернии актерского мастерства, Войт успешно дебютировал на бродвейской сцене в "Звуках музыки". В 1965 году он вместе с Робертом Дюваллем сыграл в известной пьесе Артура Миллера "Вид с моста", а позже - в лос-анджелесском театре Ahmanson в пьесе "Трамвай Желание". Постепенно он зарекомендовал себя как проникновенный драматический актер и был "зачислен" в лучшие актеры своего поколения. Однако Войту так и не удалось полностью вписаться в общую картину Голливуда. Да и карьера его постоянно шла, прихрамывая.

Известность Войт получил после роли Джо Бака в фильме Джона Шлезингера "Полуночный ковбой" (1969), ставшем одним из символов 60-х годов. В этом фильме актер работал вместе с Дастином Хоффманом. В далеком 1967 году Джон отыскал своего приятеля Дастина, предлагая ему появиться на прослушивании: "Роль Джо Бака в "Полуночном ковбое" - это твоя роль, Дастин!" Хоффман прошел с первого раза, а вот самому Войту удалось получить роль Раццо только после того, как от нее отказался его более удачливый соперник.

В том же году актер сыграл в классических лентах "Уловка-22" и "Чемпион". Его хвалили критики и обожали зрители, а кинопродюсеры после очередной счастливой полосы в карьере готовили для Войта настоящий подарок - роль в картине "Возвращение домой". Этот претенциозный, но сильный фильм Хэла Эшби принес Войту давно заслуженный им "Оскар". На второй "Оскар" актера номинировали за роль в фильме Андрея Кончаловского "Поезд-беглец" (1985), и опять же не за прежние заслуги, а за глубокое и проникновенное исполнение роли. Но Войта обошел другой актер, и награда проплыла мимо.

Когда закончились семидесятые, закончились и славные дни Джона Войта, и в середине 80-х он начал все больше работать в театре и на ТВ. Ему даже досталась роль техасского рейнджера Вудро Колла в телесериале "Возвращение Одинокого Голубя" (1993). В "Одиноком голубе" эту роль играл Томми Ли Джонс. Белобрысый северянин Войт с мягким лицом и небесно-голубым взором после взрывного чернявого южанина Джонса смотрелся просто потрясающе.

В 1996 году Джон Войт вновь появился на киноэкранах - на этот раз в ролях злодеев - в "Схватке" Манфреда Манна и в фильме "Миссия невыполнима" Брайана Де Пальмы. Эти работы говорят о том, что актер по-прежнему силен и талантлив.

Сейчас Войт активно снимается в кино. Среди его последних проектов - фильмы "Перл-Харбор" и "Лара Крофт - расхитительница гробниц" (где он сыграл вместе с дочерью Анжелиной Джоли), "Студенческая команда", "Враг государства" и "Анаконда". Зрители также наслаждались его игрой в картинах "Благодетель" Фрэнсиса Форда Копполы, "Генерал", "Избавление" - его третья номинация на "Оскар". Широко известны и отмечены массой призов работы Войта в картинах "Саботаж-2: разыскиваемый", "Чудотворец", "Дело "Одесса" и "Чемпион".

Не забыл Джон Войт и своей давней мечты вновь появиться на телеэкранах. Он снялся в "Восстании", сюжет которого основан на реальной истории варшавского гетто, и в мини-сериале для CBS "Джек и бобовые зерна: реальная история". Затем были нашумевшие проекты "Чернобыль: последнее предупреждение" и "Последний из Племени".

Режиссерский дебют голливудской звезды состоялся на кабельном телевидении Showtime. Войт представил вниманию зрителей фильм "Оловянный солдатик" и сразу же получил несколько наград, включая приз за лучший детский фильм на Берлинском кинофестивале.

Что ж, казалось бы, все удалось и сожалеть не о чем. Но не раз в течение своей долгой и счастливой киножизни Джон Войт бесцельно бродил по пляжу, уделяя этому нехитрому занятию дни напролет. Его занимали вечные вопросы о том, что образы негодяев и мошенников, которых он изображает перед кинокамерой, вряд ли помогают нашему миру стать хотя бы на йоту лучше. Выходило, что все его титанические усилия напрасны? Зло оставалось злом, и добро никак не могло справиться с ним. Войт переживал кризис, и вот что он сам рассказывает об одном дне на побережье…

"…Если бы мне удалось сыграть значительную роль, - появилась у меня очередная глубокая мысль, - такую, как у Джека Николсона в "Полете над гнездом кукушки"... Вдруг я услышал: "Привет! Как дела? - и чья-то тяжелая рука легла на мое плечо. - "Я вижу, наш оскароносец задумался не на шутку!"

Застигнутый врасплох, я сперва отпрянул: передо мной стоял Аль Пачино". В общем-то в этом не было ничего удивительного. На пляжах Малибу можно было наткнуться на знаменитость любого масштаба, на Пачино - в том числе. "Э-э, старик, я вижу, ты раскис окончательно! - улыбка исчезла с лица моего друга. - Выкладывай, в чем дело…" Совместная прогулка затянулась до заката: я успел изложить свои любимые мысли. Судя по всему, они произвели на Аль Пачино должное действие. Взглянув на меня, Пачино положил руку мне на плечо и сказал: "Джон, ты великий актер! Ты еще сыграешь ту роль, о которой мечтаешь. Не сомневайся!.."

Беседа с Пачино убедила Войта в непреходящей ценности настоящей дружбы. Ведь он сам поступал точно так же, когда помог когда-то Дастиному Хоффману получить роль.

В доме одинокого Войта висят портреты великих людей: Ганди, матери Терезы, Мартина Лютера Кинга, индийского йога Парамаханса Йогананды. Подружки Джона, которые время от времени забредают в его холостяцкую обитель, недоуменно допытываются, зачем он поселился в доме над самым обрывом каньона? Мудрый Войт отвечает: так ему лучше думается над великими проблемами.