Vermeer Yan

( .... )
Живописная техника Вермеера уникальна даже для его времени, когда мастерство держания кисти голландскими умельцами было доведено до совершенства. Композиция вермееровских полотен, его владение ненавязчивым колоритом, тончайшее портретирование, а главное – знаменитый вермееровский невесомый воздух, физическое чувство открывающегося перед зрителем пространства полотна – аналогов не имеют.  

Автор: Андрей Кротков

Сайт: Алфавит (газета)

Статья: Портрет воздуха



Ян ван дер Меер ван Делфт, известный в наши дни просто как Ян Вермеер, прожил недолгую жизнь, по завершении которой был немедленно забыт. Его возвращение состоялось в конце ХIХ века, когда 35 уцелевших полотен, собранных воедино, открыли ценителям живописи мастера небывалого уровня.

Живописная техника Вермеера уникальна даже для его времени, когда мастерство держания кисти голландскими умельцами было доведено до совершенства. Композиция вермееровских полотен, его владение ненавязчивым колоритом, тончайшее портретирование, а главное – знаменитый вермееровский невесомый воздух, физическое чувство открывающегося перед зрителем пространства полотна – аналогов не имеют. От мягкого, влажного "Вида Делфта" Вермеер проходит путь к "Мастерской живописца", своего рода отчетной работе, в которой собственное ремесло становится предметом изображения, ничуть не худшим, чем любой сюжет. В "Девочке с флейтой", "Географе", "Уроке музыки" единство человеческого образа и предметной среды составляют ту уютную маленькую гармонию, которой и славна живопись приморской туманной страны. В тонком слое вермееровских красок сохранился геологический пласт жизни.

За Вермеером не числится колоссальных по площади росписей и картонов, многофигурных композиций героической тематики. Он художник предельно камерный и техничный, сосредоточенный на изображении предметного мира и окружающих людей вне навязчивой стилизации и мифологизации. Дань евангельским сюжетам Вермеер отдал, написав "Христа в доме Марии и Марфы", дань античным мотивам – посредством "Дианы со свитой". Остальное – то, что в позднем искусствоведческом жаргоне получило название жанра.

Но жанровая живопись голландцев стремительно распространилась в качестве товарных и рекламных лейблов – и теперь мы можем созерцать чуть ли не в каждом ювелирном магазинчике вермееровскую "Девушку с жемчужными серьгами", в винном магазине – "Бокал вина", а уж "Служанка, переливающая молоко" бессовестно тиражирована какой-то милой Милой и имеется в каждом втором холодильнике.