Мендес

( .... ) Его секреты выдал КГБ перебежчик Ли Ховард, таинственно скончавшийся недавно в Подмосковье  

Автор: Ирина Бороган

Статья: Лучший портретист ЦРУ

Сайт: 'Агентура'

Фото: 'Агентура'



Такие шпионские атрибуты, как накладные усы, очки и парик, слишком часто показывают кино, поэтому никто не воспринимает их всерьез. Тем не менее грим и переодевания спецслужбы использовали всегда и не собираются отказываться от приемов маскировки.

Правда, к гриму во всех спецслужбах относятся по-разному. Например, у советских разведчиков грим никогда не был в особом почете. В ПГУ КГБ отсутствовало подразделение, специализирующееся на гриме, нет его и в Службе внешней разведки. Специалисты этого профиля раньше работали только в так называемой 'семерке' (7-ом управлении КГБ, отвечающим за слежку), а сегодня служат в Оперативно-поисковом управлении ФСБ.

ЦРУ, напротив, прибегало к гриму при каждом удобном случае. Там несколько десятилетий существует отдел, который занимается только маскировкой: гримом, фальшивыми документами, переодеваниями - в общем тем, что может превратить хорошо знакомого вам человека в совершенно неузнаваемую личность. Создатель этого подразделения Тони Мендес - живая легенда американской разведки. И хотя 12 лет назад он вышел в отставку, техники маскировки, разработанные гениальным гримером, используются до сих пор.

На днях в Подмосковье при странных обстоятельствах скончался Эдвард Ли Ховард, агент ЦРУ, перебежавший в 1985 году в СССР. Он обучался приемам маскировки у Мендеса, и, как сообщил сам Тони в интервью 'Версии', Ли Ховард был очень хорошим учеником. Кстати, вывезли Ли Ховарда советские разведчики, воспользовавшись приемами Мендеса.

Верный штрих

В 1965 году, прочитав объявление в газете: 'ищем художников для работы по всему миру', - Мендес попал в штаб-квартиру ЦРУ. После собеседований и проверок он был принят на работу в техническое подразделение.

Мендеса направили в отдел, в котором трудилось 12 художников. В специальном помещении размещалась спецаппаратура для изготовления документов, денежных купюр и т п. Когда Мендес обучился всем необходимым приемам, ему стали поручать ответственные задания- изготавливать документы для агентов, забрасываемых за Железный занавес. Здесь требовалась абсолютная точность - один неверный штрих мог перечеркнуть жизнь агента.

В 1968 году Тони командировали в Гонконг, а затем во Вьетнам. Правда, во Вьетнаме грим и другие маскировочные приемы использовать сначала опасались. В основном работа Мендеса по-прежнему заключалась в виртуозной подделке документов.

Но однажды сложилась безвыходная ситуация, и ничего другого не оставалось, как попытаться изменить внешность одному офицеру и его агенту. Для их маскировки Мендес использовал специальные голливудские гримерные материалы, с помощью которых можно изменить цвет и форму не только лица, но даже рук. Поначалу коллеги отнеслись к этой затее скептически, но когда на их глазах азиат и негр превратились в двух кавказцев, оптимизма прибавилось. Спустя час работа Мендеса прошла первую проверку - загримированные люди в автомобиле не вызвали никакого подозрения и без проблем миновали ближайший блокпост.

Волшебное королевство против КГБ

Основная трудовая деятельность Мендеса пришлась на годы Холодной войны, и естественно, что большая часть усилий его подразделения (которое иногда называли волшебным королевством) была направлена против КГБ. Тони Мендес использовал свои уникальные навыки маскировщика для вывоза агентов ЦРУ из Советского Союза.

В феврале 1974 года Мендес самолично прибыл в Москву для выполнения операции по вызволению своих агентов и членов их семей.

Он нервничал, хотя имел при себе первоклассные документы на чужое имя. Незадолго до этого Мендесу сообщили,что северовьетнамским спецслужбам известно его имя, приметы и то, чем он занимается, и все эти данные переданы КГБ. Теперь все его данные имеются не только на Лубянке, но и разосланы по всем резидентурам в посольствах СССР во всем мире. Великий гример вспоминал, что в тот день, он сам был загримирован лишь слегка. Но в Шереметьево-2 все обошлось.

Перед ним стояла задача - усовершенствовать связь с агентами и сделать ее более безопасной вобстановке возрастаюшей шпиономании. Радиосвязь, как ни странно, была самым безопасным способом связи с агентами на местах, но и коротковолновые сигналы пеленговались.

1976 июль. Агент Трианон (сотрудник советского МИДа Александр Огородник, чья история известна по фильму 'ТАСС уполномочен сообщить'), был завербован во время работы в посольстве однойиз западных стран. Но он давно не выходил на связь, и в ЦРУ решили, что ему угрожает опасность. Перед командой 'маскировщиков' стояла задача выйти на связь с Трианоном, и в случае необходимости эвакуировать его из СССР.Но прежде, чем выходить на связь с Трианоном, маскировщикам необходимо было хорошенько замаскироваться самим, так как их внешность была известна кагэбэшной наружке. Переодевшись в броские практически карнавальные костюмы, часть группы отвлекала внимание наружки. В результате связь с агентом восстановили, и вскоре узнали, что егодлительное молчание было связано с тем, что он болел и лежал в госпитале. Вскоре маскировщики получили от Трианоном и долгожданный контейнер с фотокопиями секретных документов. В ходе этой операции, отмечает Мендес,была опробована новая техника маскировки, которая затем была 'поставлена на поток' в ЦРУ.

Спустя год после провала одной агентши в Москве, засланной для связи с Трианоном, в ЦРУ решили, что Трианон может быть приговорен к смертной казни и расстрелян. И хотя план по его эксфильтрации был почти готов, он уже не потребовался. Трианон был арестован, но проглотил капсулу с ядом. Но это был не последняя операция Мендеса в СССР.

А методы маскировки, опробованные в Москве, Мендес использовал в Иране в 1979 году, когда тайно вывозил из Тегерана американских дипломатов, спасая их от стражей исламской революции.

P. S.По некоторым данным, в ЦРУ на Ли Ховарда обижены не только за то, что он выдал тайну секретного тоннеля под посольством СССР в Вашингтоне, но и за то, что передал секреты технологий Мендеса КГБ.