Маяцкая

  Люди легко признаются в том, что не любят читать книги, ходить в кинотеатры, слушать камерную музыку... Но признаться в том, что ты не любишь цирк, нелегко. Это равносильно признанию того, что ты перестал быть ребенком. Почти все дети любят цирк, и почти все взрослые люди хотят подольше оставаться детьми. Цирк - это всегда праздник... для зрителей. А для кого-то это тяжелая работа. И вся жизнь.  

  Женщина и хищники - это всегда интригует, тем более, если женщина красивая. Марина Маяцкая - известная дрессировщица гепардов и... по совместительству клоун. После выступления с гепардами она перевоплощается в рыжего Клепу с огромным носом и улыбкой до ушей, который веселит на манеже публику вместе с пестрой собачьей компанией. Но эти факты, хоть и просятся на первое место, главными не являются. Главное, пожалуй, то, что Марина родилась в цирковой семье. А это значит, что у нее почти что не было шансов стать кем-то, кроме как артисткой цирка. Ее отец, Петр Маяцкий, за свою жизнь успел поработать в разных цирковых жанрах и по праву считается одним из самых больших авторитетов циркового искусства. Его имя можно найти во многих цирковых и театральных энциклопедиях. Он изобрел ошеломляющий "Шар смелости", в котором вместе со своей женой, Надеждой Маяцкой, ездил с бешеной скоростью на гоночных мотоциклах. И Марина, прежде чем стать дрессировщицей, работала в "Шаре смелости" вместе с ними. А это, пожалуй, не менее опасно, чем входить в клетку с хищником.

  С цирком связана и личная жизнь Марины. Впрочем, здесь по-другому и не бывает. Ее муж, Николай Понукалин, также из старинного циркового рода. Его мама, Вера Волкова, дрессировала обезьян, потом - лошадей. Свою цирковую карьеру Николай также начал с дрессуры лошадей, а сейчас работает вместе с женой, считая, что у них прекрасный семейный и рабочий союз.


  Кто был первым цирковым артистом в семье Маяцких?

  Папа. Он стал работать в цирке с шестнадцати лет, еще во времена царской России. И был он силовым акробатом. Тогда по всей стране разъезжали частные цирки-балаганы.

  Что значит быть ребенком цирковых артистов?

  Утром проснулся - цирк, вечером ложишься - опять цирк. Эта жизнь начинается с детства. Наши дети бегают за кулисами, среди клеток с тиграми, львами, медведями и собаками. Они присутствуют на всех репетициях. Детские сады, ясли - все это исключено, потому что мы, как цыгане, то и дело переезжаем из одного города в другой. Наши ясли - это коридор в общежитии или гостинице при цирке. Правда, раньше у нас в общежитиях был "красный уголок", в котором неработающая жена циркового артиста сидела с малышами. Дети ползали по комнате с телевизором, а на стенах висели плакаты с изображениями членов Политбюро КПСС, и обязательно стоял бюст Ленина. Сейчас таких "уголков" нет, потому что нет средств на оплату воспитательницы. И каждый крутится как может.

  Как можно учиться в школе при постоянных переездах?

  Из одного города в другой мы переезжали примерно раз в месяц. И в течение десяти лет я почти каждый месяц приходила в новый класс, сменив таким образом около 60-70 школ. Многие считают, что постоянная смена коллектива плохо сказывается на психике ребенка. Мне кажется, что такое обучение намного лучше. Цирковые дети общаются с большим количеством людей. Поэтому мы раскрепощены. Да так и учиться веселее. Приезжаешь, например, в другую республику, а там и учатся на своем родном языке, и учебники у них другие. Было ужасно интересно.

  А как начиналась Ваша цирковая деятельность?

  Мне было лет тринадцать, когда я впервые села за руль гоночного велосипеда и вместе с родителями стала работать в "Шаре смелости". Сначала мы выступали втроем. Потом папа умер, и мы работали с мамой. К тому времени я уже пересела на мотоцикл.

  Что из себя представлял "Шар смелости"?

  Это был металлический сетчатый шар, который устанавливали на манеже на четырех ножках. Он походил на большой космический корабль. Шар состоял из двух полусфер, которые время от времени расходились. А мы с бешеной скоростью ездили в нем на гоночных мотоциклах. Патент на изобретение "Шара смелости" принадлежит моему папе. Зрители могли видеть все, что происходило в шаре. Когда нижняя его половина опускалась на манеж цирка, мы ездили в верхней части шара по самому краю, потом нижняя половина на лебедках поднималась обратно. Был еще один очень сложный трюк - мертвая петля на мотоцикле. Он выполнялся в темноте, с фейерверками, которые вылетали из мотоцикла. Сейчас можно увидеть что-то подобное за границей, но в России, к сожалению, такого номера нет. Как мы с мамой покалечились много лет назад, так вся эта история с шаром в нашей стране и закончилась. Этот риск здесь сейчас никому не нужен.

  Когда случилась эта трагедия?

  Она произошла в Красноярске в 1975 году. Однажды, когда мы с мамой работали, лопнул трос, и нижняя половина шара просто-напросто рухнула вниз. И мы вместе с ней. Это была просто мистическая авария. Дело в том, что до нас в Красноярске уже разбивался папа. Он тогда целый год пролежал в больнице. Сломано у него было практически все: и ребра, и ключицы, и руки, и ноги. Кстати, через год после аварии он уже снова работал в "Шаре". После его травмы мама считала, что Красноярск - роковой город для нашей семьи. Она всегда отказывалась от гастролей в этом городе. И вот 12 лет спустя после той аварии с папой (он к тому времени уже умер) мы с мамой работаем в Ленинграде. Вдруг приходит телеграмма: нас посылают в Красноярск. Мама дошла до министра культуры, просила, умоляла, чтобы нас послали в любой другой город, но у нее ничего не получилось. Пришлось ехать. И вот ровно через 12 лет, в тот же самый день (12 января), в том же самом номере и на том же самом месте с нами случилась эта роковая катастрофа. Маме тогда было 49 лет.

  Цирковые артисты суеверны?

  У нас много примет, к которым мы относимся чрезвычайно серьезно. Например, в цирке нельзя грызть семечки - не будет сборов. Никогда нельзя рабочий костюм класть на кровать. Это одна из самых нехороших примет. И не дай Бог, если ты сядешь на барьер спиной к манежу. Это просто трагедия.

  Как складывалась Ваша карьера в цирке после Красноярска?

  Нам с мамой дали третью группу инвалидности. Пришлось выбирать: или уходить из цирка, или придумывать что-то новое. Мы решили заняться дрессурой и при этом сделать что-то необычное. Мы ввели собак в клетку с гепардами. До нас собак с "кошками" никто не совмещал. И после нас тоже. Трудно сказать, кто кого больше боялся: черные терьеры - гепардов или наоборот. Это были жуткие собаки, которых я еще щенками набрала в военном питомнике "Красная звезда". Обычно такие собаки сторожат заключенных на зоне или служат на границе. А гепардов заказали из Африки. С этой группой из шести собак и четырех гепардов мы начали выступать в 1977 году. А через пять лет мама ушла на пенсию.

  Когда цирковые артисты уходят на пенсию?

  На пенсию мы можем выйти после пятнадцати лет работы. Этот срок не зависит от того, когда артист начал выступать на манеже. Но практически никто в цирке после этого срока не уходит. Люди, проработавшие около двадцати лет в цирке, редко уходят на пенсию сами. Цирковой артист может поменять жанр в силу каких-либо обстоятельств: возраст, травмы и так далее. Например, акробаты, прыгуны после травм переквалифицируются в дрессировщиков или в иллюзионистов. В принципе почти все, кто работают в клетке - со львами, тиграми, медведями, - это бывшие акробаты и воздушные гимнасты.

  Почему Вы решили стать клоуном?

  Клоуном я родилась. А если серьезно, то это произошло, потому что первая группа гепардов умерла от старости, а вторая не приняла собак. У меня оставались собаки еще от первой группы, но когда я попыталась втащить их в клетку, новые гепарды стали их рвать. А так как собаки были рабочие, знали много трюков, я и решила сделать с ними второй номер. Но в цирке существует правило: если артист начинает выступать со вторым номером, он должен поменять имидж. Поэтому я и стала клоуном Клепой.

  А что в этом номере делают собаки?

  Самое смешное, что они ничего не делают. Они, как и я, валяют дурака. Я постаралась, чтобы собаки делали все, что им нравится. Если раньше у меня были только черные терьеры, то теперь у меня сборная команда из десяти собак: колли, терьеры, ризеншнауцеры и дворняжка.

  Где Вы взяли дворняжку?

  Шла как-то по улице, вижу: сидит на помойке смешной пес. Маленький такой, мраморного цвета, злобный, ножки кривые. Я назвала его Пупком. Коля (муж Марины Маяцкой) нашел цирковой чемодан - кожаный, старый, на ремнях. На финале его выносят на манеж, он открывается - и оттуда вываливается Пупок и начинает всех гонять. Он такой наглый, у него постоянно во рту шерсть от колли.

  А как Вы придумываете имена для своих питомцев?

  В цирке существует такая закономерность: имена, которые дает дрессировщик своим животным, зависят от его интересов. Например, одна дрессировщица очень любила играть в карты, и своих животных она звала так: Покер, Джокер, Валет. Другой дрессировщик называл своих лошадей Портвейнами, Агдамами и так далее. Я стараюсь давать имена со смыслом. Например, у меня есть два брата-гепарда, их зовут Чуком и Геком. А в первой группе собак у меня были Атос, Портос и Арамис. А еще у каждого животного, помимо паспортной клички, есть кличка домашняя. Например, колли Лорд дома зовется Козликом или Люсей. У меня был гепард Рома. Но дома мы его звали Мамочкой, потому что он всех облизывал.

  Вам бывает страшно, ведь Вы все-таки работаете с хищниками?

  Страшно с ними не бывает никогда. Знаете, с животными сейчас легче договориться, чем с людьми. Животным можно что-то объяснить, чему-то научить, они все понимают. И просто так животное никогда не бросится. И не продаст. С людьми же сейчас общаться очень сложно.

  А в каких случаях животное может броситься на дрессировщика?

  У нас в цирке бывает такое: я начинаю репетицию с гепардами. В манеже тихо и спокойно. А в это время уборщица тетя Маня роняет сверху пустое ведро. Оно летит с диким грохотом по ступеням. Животное же не знает, что это только ведро. Оно бросается на меня только потому, что я стою рядом, а у него защитная реакция. Бывают "гульные" периоды, когда звери начинают волноваться. Но зрителю же не объяснишь: "Извините, сегодня мы гуляем".

  Бывают случаи, когда животные портят выступления?

  Как-то раз я к четверке гепардов впустила пятого, молодого. И он тут же начал устраивать разборки. У меня было выступление в Туле. Только я усадила гепардов на тумбы, только объявили: "Выступает Марина Маяцкая", как этот новичок сошел со своего места, и началась драка. Я с трудом их разогнала. Между прочим, публике такие вещи очень нравятся. А особенно им нравится, когда звери дрессировщика начинают задевать.

  Если Вас гепард поцарапает, Вы немедленно заканчиваете выступление?

  Если меня слегка царапнули, и кровь идет несильно, я крикну своему помощнику, чтобы мне бросили кусочек бинта, и продолжаю работать дальше. В любом случае выступление надо довести до конца. Если животное почувствует, что оно пересилило человека, больше оно работать не будет.

  Удивительно, что Вы с такой легкостью говорите о травмах, тогда как любой другой человек расписывал бы свои болезни во всех подробностях и с соответствующей интонацией. Такое спокойное отношение к болезням характерно для всех цирковых артистов?

  В цирке всегда работают до последнего и на износ. Насморки, простуды - для нас это не болезни. Артисты выступают с температурой 39 и к врачам обращаются редко. Такие элементарные вещи, как разрывы, надрывы связок и мышц, мы, конечно, лечим сами. У всех цирковых есть какие-то свои рецепты. Женщины, как правило, работают до 5-6-месячного срока беременности практически во всех жанрах - и даже в воздухе. Через месяц после рождения ребенка все уже опять крутятся и прыгают. Ребенка поставил за кулисы, соску ему сунул и побежал работать. Я знаю случаи, когда во время работы артисты ломали себе ребра. И при этом не уходили с манежа до конца номера. Так вот доработает до конца и только за кулисами чувствует, что ему плохо. Цирковые артисты спокойно могут сказать: "Я постоянно рискую жизнью". Цирковой артист - это профессия, в которой невозможен обман. Если, например, у певца болит горло, он может выступить под "фанеру". Если я заболела, кто может меня заменить? Никто! Кроме меня, в клетку к моим животным никто не зайдет.

  А что Вы чувствовали, когда в первый раз вошли в клетку с хищниками?

  Никто с первого раза не входит. Вернее, в первый раз входят несколько месяцев. Это кропотливый труд: каждый день ты кормишь гепардов через клетку. Животное приучается постепенно.

  Хищник должен бояться дрессировщика?

  Нельзя, чтобы животное боялось. Оно должно уважать дрессировщика. Больше того, в работе должно быть обоюдное уважение. Это отношения деловых партнеров.

  У Вас есть любимец среди гепардов?

  Конечно. Это Кузя. Он самый молодой. Мы столько его лечили, столько его выхаживали. Он долго и страшно болел: умирал от белокровия. Потом у него началась гангрена хвоста. И этот хвост три раза рубили. Сейчас Кузя больше похож на какого-то бобика с маленьким хвостиком. Над ним все смеются. А он на самом деле жуткий драчун.

  К Вам обращаются с просьбой достать гепарда?

  За последние полтора года меня просто замучили подобными просьбами. Люди покупают себе трехэтажные особняки, потом насмотрятся фильмов про "крутую" жизнь: им хочется, чтобы и у них в холле лежал какой-нибудь хищник. Помню, когда я работала в Воронеже и готовила свою вторую группу гепардов, мне вдруг ночью позвонили из милиции: "Марина, у нас тут львенок. Заберите его, пожалуйста!" Оказалось, что за две недели до этого из воронежского зооцирка украли львенка. Его ночной сторож-пьяница за бутылку продал какому-то новому русскому. "Покупатель", наверное, думал, что вот будет у него бегать по дому киска, и ничего страшного. А киска порвала ему кожаную мебель, все загадила, а через неделю еще и дико вопить начала, потому что новоиспеченный хозяин не знал, как и чем ее нужно кормить. И вот он подкинул этого львенка милиции. Милиционеры посадили львенка в камеру предварительного заключения и стали кормить селедкой, которую он от голода стал с жадностью есть. Я приехала и увезла его. Откармливала трое суток. Он такой худющий был - все ребра наружу. Я назвала его Тимошей. А потом за львенком приехал директор зооцирка и сказал: "Его Цезарем зовут".

  Мешает ли работа в цирке личной жизни?

  У нас нет границ между работой и личной жизнью. Утром встал - ты в личной жизни, пришел на манеж - опять в личной жизни. У нас муж, жена и дети все время вместе и все время в цирке. Артисты из цирка после работы уходят в общежитие, которое обычно находится на верхних этажах этого же цирка. Личная жизнь от работы неотделима. С другой стороны, в цирковой семье все проще, чем у нормальных людей. У нас совсем нет свободного времени, и поэтому у нас мало скандалят. Я считаю, что чем больше у людей свободного времени, тем больше они дурью маются. Когда в семье не знают, чем заняться, тогда и начинаются припадки и выяснения отношений.

  Значит, в цирке редко разводятся?

  Да нет, разводятся часто. Но и этот факт объясняется спецификой нашей жизни. Как правило, в цирке муж с женой работают вместе. И все относятся друг к другу с большой требовательностью и бескомпромиссностью, невзирая на родственные отношения. Муж в работе может очень жестко относиться к жене и даже к собственным детям. От этого часто начинаются конфликты, которые переходят в область немытых кастрюль. А сколько у нас номеров, в которых работают, например, муж со своей бывшей женой и женой настоящей. Да еще и их общие дети выступают вместе с ними.

  Вы тоже выступаете со своим мужем в одном номере?

  Я веду все трюки, а он стоит на подстраховке, переносит тяжелые тумбы. Знаете, когда на манеж выходили такие женщины, как Назарова и Бугримова, они могли взять тяжелую тумбу на грудь и швырнуть ее в сторону. С одной стороны, такая демонстрация силы - это здорово. Но я считаю, что зрителям необязательно показывать вот такую строй-монтаж-индустрию в манеже. Все-таки женщина не должна показывать свою огромную физическую силу Хотя мы в цирке все достаточно сильные. И подстраховка - это очень важно: гепард чувствует, что рядом стоит мужчина, который в любой момент может подстраховать меня. Я ведь часто поворачиваюсь к гепардам спиной.

  А как в цирковых семьях распределяются обязанности между мужем и женой?

  Обычно деньгами и хозяйством занимается жена, а муж делает все, что должен делать мужчина: пилить, строгать, чинить. Вся тяжелая физическая нагрузка лежит на мужчине. Женщинам в цирке часто приходится выбирать между любовью и трудолюбием мужчины. И если все совпадает, остается только позавидовать. Вот мне с мужем повезло. Он у меня все делает.

  И клетки чинит, и разные колясочки для выступлений. И печку топит зимой в товарном поезде.

  ...печку в товарном поезде?

  Конечно. Гепардов же не повезешь в купе из города в город. А вместе с животными едут и артисты с детьми. И путешествуем мы часто в жутких условиях, иногда по две недели и больше, так как товарняк идет намного медленнее, чем пассажирский поезд. Если на улице 30 градусов мороза, приходится топить печку. Бывает, что у нас нет угля. Тогда приходится воровать уголь на станции. Умываемся снежком. Бывали случаи, когда цирковые травились угарным газом. Несколько раз даже горели.


  Цирк - это сказочный мир, в котором, кажется, нет места такому понятию, как заработная плата.

  Hy, о зарплате сейчас лучше не говорить. Цирк, как и больницы со школами, - бюджетная организация, и все мы находимся на строгих окладах. Поэтому многие цирковые артисты стараются где-то подрабатывать. Как-то я участвовала в съемках рекламного ролика у Юрия Грымова. Большая проблема - привести на съемку гепарда, хоть я и выбрала самого коммуникабельного. Это была реклама какого-то ботинка, который улетал в какой-то торт. А гепарда в кадре вели три длинноногих девушки из агентства Red Stars. В это время я и четыре моих помощника ползали на четвереньках с мясом между ног этих девочек.

  Еще с одним гепардом я участвовала в передаче "Ноу-смокинг" на пятом канале. Это был прямой эфир. Еле-еле мы втащили животное в студию, посадили на тумбу. Всю передачу гепард старался пожевать микрофон и приставал к ведущему Кириллу Набутову. Очень наш мальчик им интересовался. А мой муж все время старался его отвлечь.

  Как строится Ваш обычный рабочий день?

  Проснувшись, я иду смотреть своих зверей: не замерзли ли они за ночь, не протекли ли батареи, не прорвало ли душ сверху. Все это с нами случается довольно часто. Потом начинается подготовка к репетиции. Пока мои помощники нарезают мясо для гепардов, я переодеваюсь в рабочую одежду. Потом нужно установить клетку и вынести реквизит. Манеж во время репетиций обычно бывает холодным и мрачным - в цирках экономят электроэнергию. Пока я сижу в клетке, меня зовут с проходной: Москва вызывает. Я прошу Колю подержать гепардов и бегу к телефону. Оказывается, скоро надо будет переезжать в другой город. Я возвращаюсь в клетку, а в это время прибежала кладовщица: "У меня грузовик стоит, давайте список, сколько вам нужно морковки, сколько свеклы и сколько мяса для животных". После репетиции ко мне подходят мои ассистенты: "Марина Петровна, у нас тут деньги кончились. Поговорите с главным бухгалтером насчет авансика". После бухгалтерии я начинаю пить кофе, решая всякие проблемы: то мясо привезли голландское, от которого мои гепарды начинают лысеть, то у холодильника мотор потек, то колесо у клетки отвалилось. Коля в это время загоняет гепардов по местам. После кофе я поднимаюсь в гардеробную. Мои собачки на манеж выходят в костюмах: кто в штанишках с оборочкой, кто в кепочке, кто с воротничком. Оказывается, что все их вещи грязные. Значит, в выходные у меня большая стирка. У кого-то трусики порвались - достаю швейную машинку, потом глажу все собачьи наряды. Потом привожу в порядок свой костюм. Пока Коля отводит какую-нибудь собачку в ветлечебницу, я в первый раз заглядываю в холодильник. А в это время стук в дверь: "Марина Петровна, там одного гепарда пеной вырвало. Идите посмотрите". Я вместе с ветеринаром занимаюсь гепардами. К трем-четырем часам я вспоминаю, что муж голодный и его надо кормить. Он говорит: "А мы уже неделю супчика не видели". После обеда Коля идет ремонтировать клетку. Тут нас зовут разгружать опилки. Дело в том, что опилки для ухода за животными - большой дефицит, и, когда их привозят, налетают сразу все артисты. Набегает 20 человек с мешками, и нужно успеть урвать себе. Мы бежим с ассистентами к машине. После опилок привозят морковку. Потом картошку привезли, а она наполовину гнилая. Только мы ее перебрали, дают первый звонок к началу выступления. Нужно накладывать грим. После первого выступления с собаками мне нужно смыть клоунский грим и стать нормальной женщиной к номеру с гепардами.

  А тут во время номера один гепард не прыгнул с тумбы на тумбу. Общая программа заканчивается, зрители ушли. А клетку мы с манежа не снимаем. И в десять часов вечера начинаем репетировать с животными заново, чтобы в следующий раз провинившийся гепард сделал все, что от него требуется. Когда мы возвращаемся в свою комнату, оказывается, что горячую воду уже выключили или, наоборот, из всех кранов течет кипяток. Кое-как приведя себя в порядок, мы смотрим на часы и думаем: "Поужинаем ли мы или лучше лечь спать? А может быть, мы сразу позавтракаем?" Так заканчивается (или начинается) наш обычный рабочий день. Правда, бывает, что за один день проходит не один цирковой спектакль, а три, но про это вообще страшно говорить.

  Вы можете себе представить, чем бы Вы занимались, если бы не работали в цирке?

  Очень редко случается такое, чтобы ребенок из цирковой семьи не стал цирковым артистом. В моей жизни всегда присутствовал какой-то страх перед тем, что где-то ТАМ - вне цирка - чужая жизнь. Очень страшно - попасть белой вороной в чужой огород. Ведь в цирке ребенок воспитывается в каком-то определенном круге своих интересов, в определенных традициях. Я, например, не понимаю всего того, что сейчас творится ТАМ. Если мы ТУДА попадем, все равно мы будем чужаками. С нашим менталитетом и нашей психологией мы не сможем там прижиться.


Источник информации: Ирена Иванова, журнал "ELLE Россия" No.22, июнь 1998.