Хаматова

(1 октября 1975 года - ...) С ней знакомятся так. "Чулпан", - представляется она. "Очень приятно, - отвечают ей. - А имя?". "Чулпан", - повторяет она. "Ага, - не сдаются. - Но зовут-то как?" Режиссер "Театра Луны" Сергей Проханов, где Чулпан ХАМАТОВА подрабатывает, года три назад предлагал ей взять творческий псевдоним. Теперь, после того как Чулпан снялась в "Стране глухих" Тодоровского и "Времени танцора" Абдрашитова, никто поменять имя на псевдоним не предлагает. Привыкают к странной девушке, актрисе, которую аналитики называют "символом поколения".  

Материал подготовила:

по материалам:

www.aif.ru

www.sova.ru

www.ozon.ru

www.allstars.dax.ru


По Москве актриса перемещается на роликовых коньках - из актерской гримерной театра "Современник" катит на Щелковское шоссе, домой. Прохожие ее не узнают - ведь так не бывает, чтобы известная актриса катила по городу не на машине, которая у нее, кстати, есть. Если только мальчишки пристают, толкаются. И не подозревают, непосвященные, что заигрывают с популярной актрисой.

Чулпан Хаматова родилась 1 октября 1975 года в Казани, в семье инженеров. В детстве о кино не мечтала, а хотела, как все в семье, заниматься "точными" науками, занималась фигурным катанием. С восьмого класса училась в математической школе при Казанском университете. При этом безумно любила литературу, часто спорила с литераторшей старой закалки так, что строгая дама советовала родителям Чулпан отвести девочку в психиатрическую больницу. Потом поступила в самый престижный институт Казани - финансово-экономический. Но неожиданно все бросила и поступила в театральное училище и следом - в ГИТИС на курсе Алексея Бородина.

В это время Чулпан было несладко. Актерское агентство "Скип-фильм", в которое пригласили весь курс, время от времени отправляло студентов на кинопробы.

Одевали Чулпан всем общежитием, всем общежитием красили. Мама прислала из Казани свои сапоги на каблуке. Роль, на которую предстояло пробоваться, подразумевала иной, чем у Чулпан, возраст героини. Ей же страшно хотелось этой первой кинороли и она стремилась выглядеть постарше. Пока доплелась до "Мосфильма" на "взрослых" каблуках, шлепнулась не один раз. Вошла к Абдрашитову, корчась от смеха, боли и отчаяния. А он разглядел. Несмотря на то, что на фотографии она была в восточном костюме и были видны одни глаза. Несмотря на то, что, готовясь к очередной пробе, она решила приблизить себя к образу героини (действие происходило на Кавказе) и для смуглости намазалась автозагаром. Правда, перепонки между пальцами остались белыми, нос чернел вызывающе и бока не загорели... Или, может, по носу понял, как она хочет работать? Во всяком случае, после съемок у Абдрашитова о Чулпан заговорили как о восходящей звезде.

Чулпан Хаматова выступала на сценах нескольких московских театров - кроме Молодежного, где она сыграла Дуню Раскольникову в "Преступлении и наказании" и Анну Франк в "Дневнике Анны Франк", она играла в "Театре Луны", в Театре Антона Чехова (Катя в "Позе эмигранта"), в "Современнике" (Патриция в "Трех товарищах"), в Центральном детском театре, в "Независимой антрепризе" ("Сильвия"). В кино Чулпан Хаматова начала сниматься на третьем курсе - ее пригласил на роль Кати в картине "Время танцора" режиссер Вадим Абдрашитов. Роль Риты в фильме Валерия Тодоровского "Страна глухих" стала для нее поистине звездной - и зрители, и критики признали ее одной из самых талантливых молодых актрис отечественного кино.

Еще на втором курсе института Чулпан вышла замуж. С Ванечкой Волковым (сыном замечательной актрисы, любимицы Эльдара Рязанова Ольги Волковой и не менее значительной фигуры актера Николая Волкова) они учились вместе два курса.

- Сначала не замечали друг друга и вдруг... влюбились! Поначалу никто ничего не понял. Я осознала, что все серьезно и что я женюсь, ой, выхожу замуж, только по дороге в загс.

Чулпан самым потрясающим подарком судьбы считает свекровь - актрису Ольгу Волкову. Хозяйством они занимаются по очереди, так как живут они вместе в трехкомнатной квартире. Полноправный член семьи - кошка Зяка, всеобщая любимица, которую Волкова подобрала когда-то за кулисами. Сейчас Иван работает в мим-труппе Вячеслава Полунина и разъезжает по всему миру. В жизни Чулпан "звездой" себя не ощущает, так и осталась смешливой и трогательной девчонкой. До сих пор помнит первый комплимент, которого удостоилась в выпускном классе. Местный хулиган сказал, что у нее глаза - как вилки.

А вот имя у Чулпан трудное. Поэтому его модернизируют дома и на площадке в Чулпашу, Пашеньку, Чулю, Чуню, Чулпаху, Чулпаник, Чучу, Чулпашонка... Однажды на Новом Арбате она покупала пластинки с классической музыкой. И познакомилась с одним, на вид очень интеллигентным, мальчиком. Он тоже пластинки брал, он так обрадовался. "Можно, - спросил, - я приглашу вас в ресторан? Как вас зовут?" Она ответила честно: "Чулпан". Он не поверил и почему-то обиделся. "Я хотел серьезно!" - повернулся и ушел.

Молодая актриса частенько попадает впросак: бывает, замечтается - и то на дверь налетит, то уронит или сломает что-нибудь. Например, в одном из ресторанов на важных переговорах о будущем фильме Чулпан зашла в дамскую комнату. Свет оказался выключенным, и актриса решила сыграть слепую. Нащупав дверь, она с силой рванула ее и вдруг услышала грохот бьющегося стекла. Оказалось, что вместо двери она пыталась "открыть" огромное зеркало в золоченой раме.

- Самое неприятное, что я не могла признаться немецким продюсерам, что играла слепую. Почему-то постеснялась. Возможно, это один из комплексов, у меня их много. Но я борюсь с ними и мечтаю когда-нибудь почувствовать себя совершенно свободной. Недавно я ехала на машине на репетицию. Впереди на дорогой иномарке ехала девушка и сильно хулиганила - то в один ряд перестроится, то в другой. Мне это надоело и захотелось ее стукнуть. В тот момент меня меньше всего волновало, на сколько денег я попаду, была даже готова ради этого продать машину. И я въехала ей в бампер, хотя, в общем-то, я по характеру трусиха. Она не вышла из машины. Но, надеюсь, поняла, что ей не все дозволено.

Хотя Чулпан иногда и называет себя трусихой, она человек смелый и готова за себя постоять. Друзья до сих пор вспоминают случай, когда во время одного спектакля актриса ударила своего партнера, на сцене сказавшего ей шепотом что-то пошлое. Единственное, чего боится Хаматова, - это старости. Говорит, что не представляет себя старухой, и надеется, что не доживет до семидесяти.

Несмотря на популярность у режиссеров, высокими гонорарами актриса похвастать не может. Когда деньги появляются, Чулпан приглашает друзей в ресторан, а не откладывает на "черный" день.

- Как только я начну это делать, он наступит завтра же. Когда я пытаюсь что-то запрограммировать, все происходит с точностью до наоборот. Я с этим уже смирилась. Поэтому единственный вариант для меня - это жить сегодняшним днем. Вот я и живу.

Сегодня в активе двадцати-двухлетней драматической актрисы - главные роли в дипломном спектакле под руководством Алексея Бородина "Дневник Анны Франк" и в новом фильме Вадима Абдрашитова "Время танцора". Ее работоспособность удивляет многих. Она одновременно занята в нескольких театрах. Она играла в Российском Академическом Молодежном Театре, "Театре Луны", театре Трушкина, театре "Современник".

О себе Чулпан говорит: "Я - счастливая, меня многие любят, и я люблю многих". И жизнь она видит исключительно в светлых тонах - не зря ее имя по-татарски значит "звезда рассвета". А вы еще не поверили? У нее все еще только начинается!