Хавтан

( 16 октября 1961 - ...) Я больше доверяю ударам своего сердца, нежели ритмам модных радиостанций...  

Фотография: Браво

Автор: Ильницкий Евгений

Статья: Евгений Хавтан

Сайт:Российский гитарный портал


У каждого гитариста момент первой встречи с шестиструнной подругой, наверное, один из самых святых и светлых, расскажите о том как это было у Вас.

Когда я учился в школе было очень модно играть на гитаре во дворе, на лестничных клетках, в компании. Сейчас по-моему нет такого?

Вы знаете, возвращается...

Да, я недавно гулял по Манежной площади, и вдруг вижу сидит компания с гитарами, мне так это понравилось... Вот так и у меня получилось. Тот, кто умел играть на гитаре, независимо от роста и мускулатуры был героем лестничной клетки, вот так и я был героем своего этажа, своего дома. Дом восходящего солнца. Несколько лет назад я встретился с тем парнем, который придумал аккорды этой песни. Я сказал ему, что начал заниматься музыкой потому, что услышал эту песню и захотел выучить ее три аккорда. Он очень возмутился и сказал, что аккордов было не три, а четыре.

Ходят слухи о Вашей коллекции гитар, в которой несколько десятков инструментов, так ли это?

Да, это так. Часть из них выставлена на сайте www.bravo.zvuki.ru Это самые интересные из них, гитары с характерным звуком, которые имели отношение к истории группы Браво, звучали в песнях.

Gretsch. Как то давно я увидел запись концерта Stray Cats, на гитаре Брайна Сетсера была надпись Gretsch. Потом я узнал про эту фирму, выяснилось что инструменты эти очень дорогие и очень здорово звучат. Эту гитару я купил, когда был в Гамбурге в 95 году. В порту я нашел магазин Gretsch. У нее свой уникальный звук и все рокабилли-музыканты играют на таких гитарах. Смотришь на старые фотографии, к примеру Эдди Кокрейна - там все инструменты этой фирмы. Я ведь начинал как рокабилли-музыкант. Мне нравится эта музыка, правда, сейчас не так тащусь уже от этого. Но энергетика и посыл рокабилли - очень хороший, настоящий.

Rickenbacker. Эту гитару я купил лишь потому, что мне понравилось название Liverpool. Я видел такую же гитару у Леннона. И она кое-где помогла создать именно такой битловский звук, немного резкий. Соло на ней звучат не очень хорошо, но зато аккордовое звучание - насыщенное.

Ibanez Tallman. У этой гитары очень характерный кантри-вестерн звук. Звук у нее "толстый". Вообще я в последнее время полюбил играть на толстых струнах. На "десятке", люблю струны марки Deear.

Fender Jaguar белого цвета я купил, потому что у него очень яркий перегруженный звук. KURT COBAIN не зря играл на такой гитаре, у него коллекция была таких гитар. Да и у многих английских команд есть эти Ягуары, это культовый инструмент.

Такое количество гитар нужно для того, чтобы иметь возможность играть разным звуком, либо собираете их как коллекционер?

Я никогда не думал о том, какую материальную ценность представляют эти инструменты. Их ценность в том, что в случае военного положения в стране ими можно топить печку, потому что о ценности их знаю только я и еще 10 - 15 таких же ненормальных, которые знают толк в этих гитарах. Реально оценить эти гитары можно только в студии, поэтому я всегда в студию приволакиваю 10 - 15 гитар, все говорят: зачем так много? но результат оправдывает. Они звучат как хор человеческих голосов. Меня до сих пор возбуждает звук перегруженой гитары.

А каким образом Вы добиваетесь такого "перегруженного" звука?

Лучше всего - ламповый усилитель. У меня - Fender Concert Pro, весь битый, перебитый. Звук перегруженного лампового усилителя - это лучшее. Электронным процессорам не верю, они звучат как расчески какие-то. Какие бы ни были они дорогие, у меня были всякие. Лучше гитары, хорошего шнура и лампового усилителя ничего нету.

Но ведь звучание Вашей гитары на записях - весьма разнообразное, как Вы воспроизводите все это на концерте?

Мой набор с примочками техники носят вдвоем - он как этот стол (показывает на наш стол размером два на метр). Там 8 аналоговых приборов. Очень неудобно на концерте, потому что сложно переключать, но очень хороший звук при этом. Среди них есть несколько раритетов, это Fuzz Roger Myer. Английская фирма, которая выпускает в году штук 20 таких педалей. На этой технике играл Джимми Хендрикс. Тремоло Shaller. Хотя лучше чем в Twin Reverb нигде не слышал тремоло. Ну и аналоговый дилэй. Сейчас вот Phaser Electroharmonics приобрел. Это старая фирма, которая опять взялась за производство этих эффектов.

Вы не доверяете современному оборудованию?

Да все современное как-то не так звучит. Все эти декларации о новых технологиях по-моему не больше, чем рекламные трюки. Я часто хожу на концерты современных западных музыкантов, когда бываю за границей, вот недавно в Испании был на концерте Suede. И всегда смотрю, что у них стоит под ногами. Эти новые цифровые приборы я не видел ни у кого. Не знаю, может быть это предубеждение, но я люблю старые гитары и старый звук. То же самое и с виниловыми пластинками. Я не могу слушать компакты. У меня много компактов, но еще больше виниловых пластинок. Я привык к хорошему качественному аналоговому звуку. У меня некоторые пластинки есть в двух вариантах - на виниле и на компакте. К примеру альбом "Neck to Neck" Чета Аткинса и Марка Нопфлера. Тот который на виниле я слушаю с большим кайфом, а после этого включаю цифровой звук и слышу совсем другую пластинку.

Вы самоучка?

Я начинал с того что включал на пониженной скорости магнитофон "Нота-М" и снимал соло Ричи Блэкмора. К примеру, соло в "Highway star" все играли (напевает) та-та-та, та-та-та, то есть такими триолями, а на самом деле там та-та-та-та, та-та-та-та, то есть четверти. Мне Тимур Мордалишвили из Аракса - очень компетентный гитарист сказал, что все неправильно играют, если ты хочешь добиться звучания похожего на Блэкмора, то ты должен играть именно четвертями. Я играл Lazy, сейчас я не смогу уже ее сыграть - она очень сложная технически, а тогда мог.

Значит Вы прошли через эту школу ежедневных многочасовых занятий?

Да, конечно. Это очень хорошая школа. Ясное дело, потом ты оставляешь себе только нужное. Когда я слушаю какого-нибудь современного хорошего гитариста, я невольно в себя вбираю лучшее от него. Если он хороший гитарист и если он правильно трансформировал школу и играет в каком-то стиле, что то свое привносит. Я слышу, что он снимал Пэйджа там, или Блэкмора или Бадди Холли...

Я ходил заниматься в джазовую школу Москворечье, очень кратковременно. Джаз, видимо - не моя музыка, это определенная психология, философия, а мне больше нравится поп-культура. Вообще я окончил музыкальную школу по классу классической гитары. Это очень сильно мне помогло в плане гармонии, в классике очень много хороших гармонических штук. Если сразу начинаешь заниматься поп или рок музыкой, никогда ты этому не научишься. нужно пройти какие то основные вещи. Классическая музыка дает какое-то композиторское, импровизационное мышление. Особенно много я играл Баха и это все очень мне пригодилось потом.

О последнем альбоме, что там было интересного при записи?

Мы писали усилитель на 4 микрофона. Я обалдел, я никогда не сталкивался с этим. Мы собирали микшером эти 4 микрофона в 1 трек. У гитары получился очень плотный звук. Это предложил нам продюсер. Два микрофона стояло спереди, два сзади. Я писал это на своем усилителе Fender Concert Pro. Гитары я использовал все те что на сайте, плюс акустический Guild. И еще один Guild модели Les Paul. И еще я использовал миди-гитару Roland GS-30. На самом деле меня очень привлекает технология записи с миди-гитарой. Звук получается совершенно космический. Многие, кто слушал альбом Евгеника, думают что при записи пэдов использовались клавишные синтезаторы, это на самом деле играет миди-гитара звуком синтезаторов. Чисто психологически гитарист играет по-другому, не так как клавишник. Мышление другое, поэтому все пэды я играл либо на гитаре либо на миди-гитаре. Я использую только один усилитель, правда в одной песне нужна была перегруженная гитара и мы использовали Marshall. На концертах я пользуюсь стратокастером - это универсальная гитара, я думаю, такое же изобретение как Pоллс-Pойс. В ней есть все звуки, и толстый звук, и кричащий, и ворчащий, очень разные звуки, если гитара хорошая. У меня достаточно старый Стратокастер. На концертах хорошо иметь хотя бы 2 - 3 гитары, но на клубные концерты чисто технически не получается волочь за собой много гитар.

А что Вас больше привлекает, студийная или концертная работа?

Я ценю любых музыкантов, которые имеют за плечами опыт концертной работы. Cразу видно играли они на танцах или нет. Это проявляется в умении общаться со зрителем. Встречаю порою такие группы, которые могут поставить на уши зал, это к примеру группа Гитары-Стерео, еще некоторые ритм-н-блюзовые команды названия которых я сейчас не помню. Или в Копенгагене я видел черных музыкантов, которые играли акустический панк: маракасы, гитара и саксофон. Вокруг "рубились" все, и дети и взрослые. Удивительные музыканты, которые умеют это делать. Я и сам всегда отдавал приоритет концертной работе, это сейчас после записи последнего альбома стал ловить кайф от студии. Просто при работе с последним альбомом я для себя сделал много всяких открытий.

Кстати в в Копенгагене, да и вообще в Европе живут сейчас многие рокабилли-музыканты.

Да, я знаю эти команды. Это люди, которые много лет целенаправленно занимаются именно такой музыкой. Они это делали вполне осмысленно. Я не такой ортодокс, как они, я очень люблю рокабильную музыку, я из нее вышел, она меня зацепила. Но я больше люблю психоделичность в гитаре. Я приобрел сейчас прибор, который называется e-bow, предназначенный для извлечения звука из гитары. E-bow - это явление неизученное, как НЛО, для меня во всяком случае. Гитара начинает издавать психоделические звуки, то как скрипка, то как виолончель. В электронном проекте "Микки маус и стилеты" я использовал терменвокс, но играл разумеется не я сам.

В последних альбомах явно ощущается влияние неорокабилли, а гитарный звук напоминает Криса Айзека.

Я очень люблю Криса Айзека, он потрясающий гитарист. И у него очень хорошие музыканты именно в этом жанре. Мне нравится серф-музыка. Любимая группа - Laika and the Cosmonauts, это финская команда. Серф-музыка не изменилась с тех пор, когда она начиналась, она осталась очень ортодоксальной. Звук не меняется, растет только техника, сейчас играют быстрее. Но я не ортодокс, я не принимаю правила этой игры. За последние 10 лет не появилось ничего нового в гитарной музыке. Для меня существуют столпы, это - Scotty Moore, Brian Setzer, Ritchie Blackmore, Edge, Andy Summers, который вообще изменил звучание гитары, придумал компрессированный звук. С тех пор, как играли эти люди, в гитарной технике не появилось ничего нового.

А с кем из наших гитаристов Вы общаетесь?

Общаюсь с Димой Малолетовым. Он интересный парень и отличный музыкант. Кроме того, что он играет на гитаре, он сам по себе - необычный человек. Но я сам не из когорты гитаристов-виртуозов. Я лучше сыграю 2 ноты, чем 12, я люблю толстый звук гитары. Звук, который идет от Ventures, от серф музыки, он мне очень близок. Не очень люблю голую технику, это когда многие ребята стараются быстро играть. Но этот путь проходит любой человек, сначала играть быстро, а потом осмысленно. Когда тебе 20 лет, то ты хочешь играть быстрее всех, а потом ты приходишь к тому, что дело не в количестве нот.

Игра, это как человеческая речь?

Да, верно. К примеру, человек может говорить мало, но очень точно, а есть люди, которые балаболят и ты ничего не понимаешь. Настоящие ораторы могут говорить точно, убедительно, при этом используя немного слов, но тех которые будут бить в точку. Таких гитаристов немного. Eddie Van Halen и Ritchie Sambora, к примеру, это не мои гитаристы, их музыка больше построена на эпатаже. Но когда я слышу Чака Берри, он хотя и не виртуоз, но очень точный. Кстати, я встречался с Чаком Берри, разговаривал с ним, он подарил мне на память стеклянный слайд. Мне вообще повезло, потому что я встречался со многими знаменитыми людьми. К примеру с Майклом Столлером, который писал песни для Элвиса Пресли.

Новый альбом только что записан, может быть рано еще говорить о том что будет. Но все-таки, к чему по-Вашему будет стремиться группа "Браво" в следующих работах?

Мне кажется, что через несколько лет вернется дикая мода на рокабилли. И этот ренессанс будет скоро. Я не думаю, что хочу попасть в эту волну, но все-таки хочется записать альбом с контрабасом, гитарой, скорее не рокабильный, а рок-н-ролльный. У меня есть такая мечта.

Может быть в этом Вам помогут молодые ребята-рокабилльщики, многие из которых сейчас играют на вполне достойном европейском уровне?

Меня очень радует, что есть такие ребята. Порою создается впечатление, что из музыки ушла вся романтика. Люди, занимаясь музыкой, точно знают, что они хотят зарабатывать деньги, а ребят, которые хотят просто играть и еще кайфовать от этого нет. Оказывается их очень много, судя по вашему сайту, и ситуация не такая печальная. Сейчас время такое.... Например, я узнал, что в прошлом году ди-джейских вертушек в Лондоне продали больше, чем электрогитар. Средняя цена вертушки - 250 долларов, средняя гитара столько же стоит. У меня после этого был трехдневный шок. Было впечатление, что гитара - такой уходящий инструмент. Но потом я послушал несколько новых ансамблей и понял, что ошибался, что все эти вертушки - это мода. которая пройдет. Что есть много гитарных групп и они делают это не из-за "бабла", а из-за того, что им просто в кайф. И они никогда не будут менять свою музыку для того, чтобы попасть на радио и т.п., для того чтобы сделаться форматной группой, издавать пластинки и что б девчонки визжали. Им хочется этого, конечно, но они не сделают этого никогда, потому что больше доверяют ударам своего сердца, нежели ритмам модных радиостанций.

А Вы ощущаете на себе эти прокрустовы рамки пресловутого радиоформата?

Конечно, нам еще сложней. Если бы мы были молодой группой, наверное я наплевал бы на это на все. Но все равно мне хочется, чтобы наши песни звучали. Я никогда не буду идти на бешенные компромиссы какие-то. Я всегда делал, то что мне нравится. Я не думаю, что я сильно изменился и делаю что-то, что модно сейчас. Просто я делаю так, как я это себе представляю, все-таки время вокруг нас меняется, жизнь меняется, люди меняются и звук меняется. Поэтому приходится какие-то вещи открывать. Та же миди-гитара с фантастическими звуками. Технологии, компьютер. Но я видимо человек старой формации и люблю гитару, записанную на пленку, нежели самые дорогие и модные процессоры. Лучше всего это - двухдюймовая пленка и гитара и ничего нет лучше.

Есть такие понятия как питерский рок, свердловский рок. Браво - группа московская. На Ваш взгляд, существует ли московский рок?

Если говорить о московском роке, то в Москве была одна группа, которой город может гордиться - это Центр. Вообще, московского рока, на мой взгляд, не существует, здесь нет такой школы как в Питере или Свердловске Москва всегда была каким-то китчевым городом. Московских групп, которые бы мне нравились - мало, это опять же Центр, Воскресенье, может быть еще кто-то. С Шумовым мы общаемся периодически по электронной почте, он живет в Лос-Анжелесе. Центр очень сильно повлиял на меня, мы были конкурентами. Вася Шумов- это вообще отдельная история. Васе всегда было наплевать на две вещи: звук и количество людей в зале. Он выходил и играл свои программы не зависимо от этого. Такой подход меня всегда сильно удивлял, так как мы зависели от этих вещей. Вася был большой в этом отношении оригинал. Звучали они всегда очень плохо, но при этом концерты у них были потрясающие. И выглядели они очень здорово. Это были настоящие модники 80-х годов, они создали целую стилистику московской музыки. У них была очень интересная компания в 80-е годы: Шумов, Сабинин, Локтев, Шнитке, которые были очень прогрессивными ребятами, у которых всегда была хорошая музыка, и я много от них узнал, услышал, мы очень интересно общались. Сейчас я общаюсь с человеком, который был идеологом, Батькой Махно этой группы, это Евгений Головин. Головин повлиял очень сильно на Шумова, французская поэзия, декаденты, Рембо... Головин - гений, человек, который затворнически живет и не принимает законы сегодняшнего мира. Я с ним встречался раза четыре, он производит просто фантастическое впечатление. Никогда не встречал людей, которые так точно говорят о вещах, как он. Причем я поймал себя на мысли, что то, как самовыражается человек в искусстве не зависит от его возраста. Если брать к примеру обычных поэтов десятилетней давности, то они звучат старомодно, а у него, все что он ни делает - очень современно.

Говоря словами Головина, молодость - это не возрастная категория.

Да, точно, ему сейчас 60 лет наверное, а он такой вечно молодой и подтянутый человек, как Роберт Де Ниро может быть. Одна песня на нашем новом альбоме написана на стихи Головина, это Мауна-Лоа, она очень похожа на то, что делал Центр. Вообще косвенным образом Головин очень сильно повлиял на наш новый альбом, какими-то словами советами, просто самим общением с ним.

Что Вы можете пожелать, тем молодым ребятам - посетителям нашего сайта, которые только что взяли в руки гитару?

Очень важно знать то, с чего это все началось, а началось это в 30-е годы. Слушайте таких людей как Wes Montgomery, B.B. King, Jimmy Page, Richie Blackmore, Andy Summers. То есть, слушайте старые пластинки, там множество всего. Все эти новомодные гитаристы берут все от туда. К примеру, современные глэмовые музыканты с тяжелым гитарным звуком, это же все было в 70-е годы. Просто когда тебе 20 лет, и ты слышишь это сегодня, ты не знаешь, что все это уже было.